Остеоартроз - Лечение в Москве

Лечение остеоартроза методом УВТ

Лечение остеоартроза в нашей клинике

Остеоартроз – это дегенеративно-дистрофическое заболевание суставов. В норме суставные поверхности покрыты гладким хрящом. В силу ряда причин в нем появляются очаги деструкции. Хрящ истончается, становится шероховатым. Постепенно в патологический процесс вовлекаются капсула, связки, костная ткань. В зоне воспаления появляются костные наросты. Они ограничивают подвижность сустава, вызывают боль. Болезнь развивается долго — от нескольких месяцев до нескольких лет.

Причины возникновения остеоартроза:

• Хронический воспалительный процесс в хрящевой ткани. Обусловлен инфекционными причинами и / или воспалением на фоне ревматоидных заболеваний. В западной медицине патологию называют остеоартритом, подчеркивая ее воспалительный генез.
  • Отягощенная наследственность. Риск развития остеоартроза повышается, если заболевание диагностировано у одного или нескольких членов семьи.
  • Чрезмерные физические нагрузки на суставы.
  • Возраст старше 60 лет. У большинства женщин этой возрастной группы наблюдается повышенная хрупкость костей (остеопороз), что вместе с менопаузой и снижением интенсивности обменных процессов ведет к ускорению дегенеративных процессов в суставах.
  • Избыточный вес.

Рис. 1. Остеоартроз: характер изменений в суставе

Клинические проявления остеоартроза:

• Болевой синдром. Боль в суставе поначалу умеренная, появляется только при нагрузке, в дальнейшем – постоянная, усиливается при движениях.
  • Ограничение подвижности. В начальной стадии пациенты жалуются на легкую скованность по утрам или после длительного отдыха. Впоследствии отмечается ограничение амплитуды движений. В запущенных случаях конечность полностью обездвиживается.
  • При присоединении воспалительного процесса во время обострения остеоартроза сустав отечен, внешне увеличен в размерах.
  • Хруст при движениях.

Рис. 2. Отек и увеличение сустава в размерах при остеоартрозе

Диагноз ставится на основании жалоб, внешнего осмотра, результатов рентгенографии, КТ или МРТ сустава. На снимках видно сужение суставной щели, истончение и склерозирование хряща и костной ткани, остеофиты (костные наросты). Для уточнения диагноза могут назначаться:

• Сцинтиграфия — в организм пациента вводится радиофармпрепарат, который имеет свойство накапливаться в костной ткани. Его излучение фиксируется с помощью гамма-камер.
  • Ультрасонография — УЗИ сустава.
  • Артроскопия. Выполняется на ранних сроках остеоартроза. В процессе исследования производится забор биоматериала для биопсии.

Рис. 3. На рентгенограмме: изменения в коленном суставе при остеоартрозе

Терапия остеоартроза всегда комплексная:

• Устраняют причины и факторы риска, которые могут стать провокаторами остеоартроза.
  • Больному рекомендуют ношение эластичных бинтов, повязок, ортезов. Спортсменам показано тейпирование.
  • Назначают НПВП для противовоспалительной терапии.
  • В тяжелых случаях, при обострениях процесса используют внутрисуставное введение гормональных препаратов.
  • При обострении больную конечность фиксируют.
  • Назначают хондропротекторы – для улучшения метаболизма в тканях сустава.
  • Дают направление на физиопроцедуры: магнитотерапию, лазер, фонофорез и электрофорез, грязелечение.

Положительный эффект дают иглорефлексотерапия и ЛФК. В случае неэффективности консервативного лечения и в терминальной стадии пациентам предлагают операцию – эндопротезирование сустава.

Остеоартроз часто рецидивирует, несмотря на комплексный подход и постоянный контроль за состоянием пациента со стороны лечащего врача. Хирургическое лечение показано не всем пациентам.

В последние десятилетия в мировой медицине появляются сведения о хороших результатах использования УВТ в лечении остеоартроза.

Ударно-волновая терапия: механизмы терапевтического действия

Экстракорпоральная ударно-волновая терапия — это воздействие на организм акустическими (ударными) волнами. В основе работы аппарата УВТ — преобразование электромагнитных колебаний в звуковые.

Воздействие на пораженные ткани вызывает ряд терапевтических эффектов:

• репаративный (восстановление тканей после повреждения);
  • трофикостимулирующий (улучшение питания мышц);
  • деструктивный (точечное воздействие на остеофиты, их дробление на мелкие частицы);
  • обезболивающий;
  • неоангиогенез (образование новой сосудистой сетки, благодаря чему реорганизуется первичная капиллярная сеть, улучшенное кровообращение вокруг пораженного сустава сохраняется и после окончания лечения).
Процедура проводится один раз в 3-5 дней. Курс лечения — до 10 сеансов.

Ударно-волновую терапию не назначают при:

• любых опухолях, локализованных в зоне воздействия;
  • беременности;
  • гнойных ранах;
  • истощении;
  • инфекциях;
  • незавершенном остеогенезе;
  • риске кровотечения и тромбозов;
  • сердечных аритмиях.

Запрещено проводить УВТ лицам до 18 лет и людям с кардиостимуляторами.

Группа российских ученых провела сравнительное исследование применения лазерного излучения и УВТ в лечении пациентов с остеоартрозом коленного сустава I-II степени. Больных распределили на 2 группы:

• Группа 1 получала низкоинтенсивное лазерное излучение и УВТ на область коленных суставов в течение 20 дней.
  • Группа 2 получала традиционное базовое лечение + лазер.

После окончания курса у пациентов из первой группы результаты были лучше, чем у больных из второй. Отмечены уменьшение болевого синдрома уже после первых процедур, улучшение подвижности сустава. Максимальный эффект получен у пациентов с начальной стадией заболевания.

Другая группа российских исследователей отметила, что лучший эффект наблюдается у больных остеоартрозом при сочетании кинезиотейпирования пораженных суставов и, проводимой в промежутках между основным лечением, УВТ.

Бразильские медики изучили эффективность ударных волн в лечении остеоартроза коленного сустава у 105 больных. Все исследуемые страдали заболеванием по несколько лет и стояли в очереди на операцию (эндопротезирование). Больных разделили на три группы:

• В первой испытуемым провели курс высокоинтенсивной УВТ.
  • Во второй больные получали имитацию лечебного воздействия (плацебо).
  • Третьей группе назначили УВТ низкой интенсивности.

Максимальный эффект в виде уменьшения болей, улучшения подвижности в суставе и уменьшения скованности был отмечен у пациентов первой группы. Ударные волны с низкой интенсивностью оказались малоэффективными. В группе плацебо положительный эффект был еще меньше.

Рис.4. УВТ при остеоартрозе коленного сустава

Группа американских ветеринарных врачей изучила применение УВТ при остеоартрозе суставов у лошадей. По их данным в 80% случаев структура костной ткани и связочного аппарата нормализовалась, и животные вернулись к тренировкам.

Другая группа ветеринаров из США также использовала УВТ при остеоартрозах у лошадей. У исследуемых животных показатели эффективности лечения были в 1,7 раза выше, чем в контрольной группе. Уже через 2 недели после начала курса терапии животные могли выполнять умеренные физические нагрузки, многие перестали хромать. По данным гистологии улучшение структуры отмечалось в мягких тканях и, в меньшей степени, в хрящах. На основании своего исследования авторы заявили о хорошей эффективности методики, рекомендовав сочетать ее с инъекциями хондропротекторов.

Ветеринары из Бразилии провели исследование по изучению эффективности УВТ при остеоартрозах тазобедренных суставов у собак. Животные получили 3 процедуры с интервалом в 1 неделю. После окончания лечения отмечено уменьшение болезненности, восстановление физической активности. Собаки перестали хромать.

Рис. 5. УВТ при остеоартрозе у собак

Остеоартроз – распространенная патология. В ее лечении используются разные методики, включая дорогостоящие хирургические вмешательства, которые требуют длительной реабилитации. Однако результаты получаются не всегда удовлетворительные, а к операциям могут иметься противопоказания.

Методика неинвазивная, безопасная, без побочных явлений, проводится в условиях медицинского учреждения. Курс терапии удобен для больных – от 5 до 10 процедур с интервалом в 3-5 дней. Все исследователи отметили максимальные результаты от использования УВТ в комплексе с традиционными методами лечения.