Киста Бейкера - Лечение в Москве

Лечение кисты Бейкера в нашей клинике

Наша клиника достаточно продолжительное время успешно занимается лечением кисты Бейкера. Появление этой доброкачественной кисты обусловлено скоплением синовиальной (внутрисуставной) жидкости в межсухожильной сумке. Полость сустава колена сообщается с сумкой икроножной мышцы, поэтому суставная жидкость свободно проникает в нее. Так как в суставе давление выше, то перемещение жидкости происходит только в одну сторону, и образующаяся киста не может самопроизвольно рассосаться.

Нами используются различные методы лечения: инъекции в кистозную полость стероидных гормонов для устранения воспаления, препаратов для выведения избыточной жидкости, используется разнообразная физиотерапия.

В последнее время мы успешно используем метод ударно-волновой терапии, как один из наиболее эффективных методов в составе комплексной терапии. В основном используется фокусированная ударная волна.

Киста Бейкера: общая информация

Киста Бейкера представляет собой опухолевидное образование под коленом. Свое название она получила благодаря работам британского хирурга Уильяма Бейкера. Появление этой доброкачественной кисты обусловлено скоплением синовиальной (внутрисуставной) жидкости в межсухожильной сумке.

Патология встречается преимущественно в возрасте 35-70 лет. Точные причины ее возникновения достоверно не установлены, хотя существует ряд предположений. Полость сустава колена сообщается с сумкой икроножной мышцы, поэтому суставная жидкость свободно проникает в нее. Так как в суставе давление выше, то перемещение жидкости происходит только в одну сторону, и образующаяся киста самопроизвольно рассосаться не может. Есть теория, что такое образование несет и защитную функцию — когда в результате поражения сустава в нем производится слишком много жидкости, то отток ее в сумку мышцы помогает снизить давление.

Рис. 1. Формирование кисты Бейкера

Чаще всего формирование кисты Бейкера происходит на фоне ревматических патологий. Она диагностируется при таких состояниях, как:

• ревматоидный артрит;
  • деформирующий гонартроз;
  • воспаление сустава при псориазе;
  • травмы;
  • заболевания внутренней (синовиальной) оболочки сустава, например, хронический синовит;
  • хирургические вмешательства в области колена (артропластика и пр.);
  • аутоиммунные состояния.

Киста Бейкера – клиника и диагностика

Киста Бейкера имеет вид припухлости на задней поверхности колена. Ее размеры варьируются в широких пределах. В детском возрасте образование появляется примерно в 5-6 лет, как правило, не имеет связи с патологией сустава и самопроизвольно рассасывается со временем.

Наиболее частые проявления опухоли:

• болезненность и отечность;
  • боли при разгибании колена;
  • снижение амплитуды движений сустава (при больших размерах образования).

Нередко состояние не проявляется никакими симптомами.

При отсутствии адекватного лечения и постоянном росте образования развиваются осложнения:

• разрыв с просачиванием содержимого в икроножную мышцу (при этом боли усиливаются, появляются гематомы);
  • инфицирование;
  • сдавление сосудов и нервов (проявляется онемением, атрофией мышцы и другими признаками невропатий).

Постановку диагноза осуществляют на основании результатов осмотра и визуальных диагностических методов.

На ощупь образование мягкое при согнутом колене и твердое при разогнутом. Подобное свойство кисты дает возможность дифференцировать ее с иными патологиями (опухолями, кистами иной природы, аневризмой подколенной артерии и пр.).

Методы визуализации включают:

• артро- и рентгенографию;
  • УЗИ (ультразвуковое исследование);
  • МРТ (магнитно-резонансную томографию).

На рентгеновском снимке опухоль не видна, зато хорошо обнаруживаются другие заболевания – артрит, артроз и пр. Артрография – метод, при котором непосредственно в суставную полость вводится контрастное вещество. При сгибании-разгибании колена контраст накачивается в кистозную полость и делает ее заметной при рентгенографии. Недостатки метода – воздействие ионизирующего излучения и инвазивность (инвазивные процедуры – это те, которые связаны с проникновением через кожу, слизистые).

УЗИ широко используется в диагностике заболевания благодаря низкой стоимости и безопасности. Однако применение ультразвука не позволяет дифференцировать кисту от иных опухолеподобных образований, обнаружить поражения сустава, например, разрыв мениска – частую первопричину патологии.

Рис. 2. УЗИ колена (киста отмечена «звездочкой»)

Золотой стандарт диагностики патологии – МРТ. Этот метод визуализирует не только само образование, но и сопутствующие нарушения – хрящевые дефекты, разрывы мениска или связок, остеоартрит, воспаление синовиальной оболочки и др. Единственный его недостаток – относительно высокая стоимость, поэтому в первую очередь при подозрении на кисту обычно проводят УЗИ, а уже по его результатам прибегают к МРТ.

Рис. 3. МРТ колена

Важно дифференцировать заболевание с:

• опухолевым поражением мягких тканей;
  • кистой мениска;
  • тромбофлебитом;
  • тромбоэмболией;
  • аневризмой подколенной артерии;
  • скоплением крови или тканевой жидкости.

Лечение кисты Бейкера

Терапия реализуется консервативными методами и направлена на снижение объема кисты, обеспечение нормальной функции сустава. В первые 6 недель при отсутствии сдавления нервов или кровеносных сосудов лечение не проводят. Если боли мешают пациенту полноценно разгибать/сгибать ногу, осуществляют только реабилитационные мероприятия, поддерживающие амплитуду движения.

При развитии осложнений терапевтическое лечение включает:

• устранение причинного фактора – отдых, холодные компрессы при травме, противовоспалительные препараты при артрите;
  • двигательный покой, использование костылей для снижения нагрузки на пораженную конечность;
  • физиотерапию, в том числе лечение холодом или теплом;
  • лечебную физкультуру для поддержания мышечного тонуса и суставной подвижности;
  • инъекции в кистозную полость стероидных гормонов для устранения воспаления, препаратов для выведения избыточной жидкости;
  • хирургическое удаление при отсутствии эффекта от иных методов.

Традиционная терапия недостаточно эффективна и в 70% случаев происходит рецидив заболевания. Предполагается, что это обусловлено сохранением проблемы внутри сустава.

Кроме того, возможно развитие осложнений после хирургических процедур: образование рубцов, спаек с последующим нарушением суставной подвижности и инфицированием.

Ударно-волновая терапия при кисте Бейкера

Ударно-волновая терапия успешно применяется при многих ортопедических патологиях. Ее использование в отношении кисты Бейкера весьма перспективно, поскольку:

• позволяет избежать инвазивного вмешательства;
  • дает долгосрочный эффект;
  • не требует реабилитационных мероприятий;
  • снижает риск рецидивов.

Механизм воздействия ударных волн пока еще изучен недостаточно. Однако имеющиеся данные демонстрируют ряд положительных эффектов. УВТ при кисте Бейкера не только устраняет симптомы болезни, но и влияет на причину ее возникновения.

Терапевтические эффекты ударно-волновой терапии:

• Активация выработки анальгетических веществ в организме и нарушение передачи болевого импульса в зоне воздействия обеспечивают обезболивающий эффект.
  • Расширение сосудов, ускорение обменных процессов способствуют выведению воспалительного содержимого, продуктов тканевого распада и избытка синовиальной жидкости. В результате устраняются отек и воспаление.
  • Запуск процессов формирования новых сосудов и регенерации в хрящевой и костной тканях, торможение дегенеративных изменений влияют на причину болезни внутри сустава.
  • Разрушение фиброзных участков повышает эластичность сухожилий и коллагеновых волокон, что приводит к улучшению подвижности сустава.

УВТ в лечении кисты Бейкера: обзор научной литературы

Группой корейских ученых была изучена эффективность УВТ при дегенеративном артрите коленного сустава. Проводилась оценка степени снижения болевого синдрома и восстановления функции колена. Результаты работы интересны и в отношении кисты Бейкера, поскольку терапевтическая задача при обоих заболеваниях одинакова — убрать боль и восстановить подвижность конечности.

Пациенты с артритом колена были разделены на две группы. В каждой проводилась физиотерапия. Группе лечения, в отличие от контрольной, дополнительно были назначены сеансы УВТ.

Интенсивность боли устанавливали по ВАШ – визуально-аналоговой шкале. Суставную функциональность определяли в соответствии с индексом WOMAC (общепринятой анкетой оценки остеоартрита университетов Западного Онтарио и МакМастера - Western Ontario and McMaster Universities Arthrose index).

После завершения терапевтического курса улучшение показателей ВАШ и индекса WOMAC было зафиксировано в обеих группах. При этом у пациентов, проходивших дополнительно УВТ, эффект оказался более выражен.

Успешность применения ударных волн для устранения болей и восстановления функций коленного сустава при артрите позволяет применять метод и при кисте Бейкера как в качестве дополнительного, так и основного лечения.

Распространенность такой патологии, как киста Бейкера, среди людей трудоспособного возраста представляет собой проблему не только медицинского, но и социально-экономического характера.

Бессимптомное течение, анатомические особенности кисты и коленного сустава затрудняют диагностику и обуславливают высокий риск рецидивов заболевания. Имеющиеся методы лечения, направленные на устранение первопричины патологии, уменьшение болей и восстановление суставной подвижности, недостаточно эффективны.

Ударно-волновая терапия, благодаря своей активности в отношении как самого образования, так и его причины, оказывается перспективной альтернативой традиционным консервативным и хирургическим методам. Применение акустических волн может назначаться и как основное, и как поддерживающее лечение. Комплексное воздействие обеспечивает долгосрочный эффект и снижает вероятность рецидивов. Кроме того, УВТ:

• удобна в применении;
  • экономически доступна;
  • неинвазивна.

Метод позволяет избежать побочных эффектов консервативного лечения и осложнений хирургического вмешательства, не требует реабилитационных мероприятий.

На сегодняшний день УВТ считается весьма перспективной в отношении многих ортопедических патологий, в том числе и кисты Бейкера.