Косточки или шишки на стопах - Лечение в Москве

По статистике из 100 пациентов с вальгусной деформацией большого пальца ноги, примерно 85 – женщины и только 15 – мужчины.

Лечение  косточек или шишек на стопах в нашей клинике

Вальгусная деформация первого сустава стопы – распространенная ортопедическая патология, поражающая людей независимо от гендерной принадлежности, хотя женщины в возрасте от 18 лет и старше страдают им чаще мужчины. После 65 лет патология встречается у каждого третьего человека, приводя к существенному ухудшению качества жизни. Заболевание проявляется отклонением большого пальца стопы внутрь и формированием костного нароста на плюснефаланговом суставе (появление «косточки»).

Точная причина заболевания неизвестна. Этим объясняется существующее разнообразие терапевтических методов. Тем не менее, некоторые факторы риска можно выделить:

• плоскостопие, особенно продольное;
  • ношение неудобной обуви — тесной, узкой, на высоком каблуке;
  • генетическая предрасположенность и слабость связочного аппарата;
  • ожирение, остеопороз;
  • травмы стопы;
  • укорочение ахиллова сухожилия.

Под действием вышеназванных факторов происходит постепенно расхождение плюсневых костей первого и второго пальцев. Плюсневая кость отклоняется кнаружи, а фаланги большого пальца – внутрь. Плюснефаланговый сустав деформируется. При ходьбе происходит его постоянное травмирование, что провоцирует развитие бурсита. Суставная сумка воспаляется, начинается обызвествление тканей и образование костного нароста в ее толще. Боли при вальгусной деформации постоянные, сильные, сустав отечен, кожа над ним гиперемирована.

Клиника и диагностика

Вальгусная деформация первого сустава стопы проявляется следующими симптомами:

• костный вырост («косточка») на наружной поверхности основания большого пальца;
  • болезненность в этой зоне, покраснение и уплотнение кожи;
  • постепенная деформация и отклонение соседних пальцев;
  • изменение походки;
  • сложность в подборе обуви.

Со временем перераспределение нагрузки при ходьбе может привести к появлению артрозов коленного, голеностопного суставов и остеохондроза позвоночника.

Рис. 1. Стадии образования «косточки»

В диагностике заболевания помогает рентгенография стопы. Диагноз «вальгусная деформация» ставится при отклонении большого пальца стопы от оси на 15° и более.

Рис. 2. Определение степени вальгусной деформации.

Классификация по степеням:

• I степень: угол HAV (отклонение большого пальца наружу) меньше 25°;
  • II степень: угол HAV от 25° до 35°;
  • III степень: угол HAV больше 35°.

Лечение вальгусной деформации первого сустава стопы

Терапия комплексная. Больному назначают:

• НПВП для снятия воспаления и боли, инъекции кортикостероидов, обезболивающие;
  • ношение удобной обуви, ортопедических стелек, ортезов;
  • покой в остром периоде;
  • физиопроцедуры.

Хирургическое лечение показано при неэффективности консервативной терапии и выраженной деформации сустава. Существует несколько видов операций. Все они высокоэффективны и дают результат в 97 случаях из 100. Но оперативное вмешательство сопряжено с возникновением послеоперационных осложнений. Это может быть укорочение сухожилий, возникновение рубцов, повреждение сосудов и нервов, длительное заживление и прочее.

В последние годы в лечении вальгусной деформации первого сустава стопы широкое применение во всем мире нашла экстракорпоральная ударно-волновая терапия.

Ударно-волновая терапия: механизм терапевтического действия

УВТ — безопасный неинвазивный метод воздействия на болезненные участки ударными (акустическими) волнами. По физическим свойствам выделяют радиальные волны и сфокусированные. Первые имеют меньшую плотность и действуют в наружных слоях, вторые – большую, максимальное воздействие обнаруживают в глубоких слоях и используются для воздействия на плотные ткани, костные наросты.

В организме человека ударные волны вызывают следующие изменения:

• расширяются сосуды, обеспечивая приток свежей крови и отток продуктов воспаления;
  • происходит образование новых капилляров, что пролонгирует терапевтический эффект УВТ;
  • воздействие на нервные окончания способствует эффекту обезболивания;
  • размягчается фиброзная ткань, разрушаются костные наросты.

Под воздействием ударных волн ускоряются процессы заживления в тканях, уменьшается воспаление и отек, купируется болевой синдром.

Вальгусная деформация первого сустава стопы – часто встречающаяся патология. Имеющийся в арсенале современной медицины комплекс консервативных мероприятий часто не приводит к нормализации состояния. Хирургическое лечение эффективно, но имеет ряд противопоказаний, а также может приводить к осложнениям. Кроме того, к операции необходима подготовка, а после нее требуется длительная реабилитация.

Методика неинвазивная, не требует обезболивания, безопасная, без побочных эффектов. Для достижения положительного результата достаточно нескольких сеансов. Имеется эффект пролонгации за счет образования новых сосудов в капиллярном русле в зоне обработки. Терапия ударными волнами не имеет противопоказаний, экономически доступна и может проводиться в амбулаторных условиях.