Лечение невромы Мортона в Москве

это специфическое заболевание стопы, которое возникает в результате разрастания фиброзной ткани

Лечение невромы Мортона в нашей клинике

Неврома Мортона, иначе межпальцевая неврома, метатарзалгия Мортона, межплюсневая неврома, представляет собой доброкачественное образование из фиброзной ткани, которое чаще всего появляется в области между основаниями четвертого и третьего пальцев стопы (третьего межплюсневого промежутка). Такая проблема особенно часто встречается у молодых женщин, предпочитающих обувь на высоком каблуке или с заостренным мыском. Поражение, как правило, носит односторонний характер, а ситуация, когда болезнь затрагивает обе стопы, исключительно редка.

Рис.1. Локализация болевых ощущений при невроме Мортона

Неврома Мортона – клиника и диагностика

В настоящее время причины развития невромы достоверно не определены. Предполагается, что развитие заболевания провоцируется сдавлением нервов соседствующими суставными связками и головками плюсневых костей – длинных косточек у основания пальцев ног. В результате нарушается кровоснабжение межпальцевых нервов, появляются отек и утолщение связок.

Факторы, способствующие возникновению невромы Мортона:

• неудобная обувь;
  • нарушение осанки, походки;
  • избыточные нагрузки на стопу при занятиях спортом, в силу особенностей трудовой деятельности;
  • синдром диабетической стопы;
  • ожирение;
  • воспалительные и дегенеративные заболевания стопы (тендинит, бурсит, артроз, плоскостопие и пр.).

Сильные боли в переднем отделе стопы (метатарзалгия) служат характерным признаком заболевания и заметно сказываются на качестве жизни пациента. Больные могут предъявлять жалобы на ощущение «камешка в обуви», покалывания в подошве, как периодически появляющиеся, так и постоянные.

Боли бывают ноющими, стреляющими, жгучими. Интенсивность проявлений нарастает после физических нагрузок, продолжительной ходьбы, а также к вечеру. При отсутствии адекватного лечения болезненность может возникать и в ночное время, сопровождаться онемением пальцев ноги, изменением их чувствительности.

Диагноз межплюсневой невромы устанавливается на основании:

• имеющихся жалоб;
  • данных опроса и осмотра больного;
  • результатов инструментального обследования (УЗИ, рентгенографии, МРТ).

Рис.2. МРТ снимок стопы пациента с невромой Мортона

Важно дифференцировать межпальцевую неврому с иными возможными патологиями стопы:

• плантарным (подошвенным) фасциитом;
  • артритом;
  • межплюсневым бурситом;
  • синовитом;
  • опухолью костей стопы;
  • гранулемой, обусловленной инородным телом;
  • остеонекрозом головок плюсневых костей;
  • остеомиелитом;
  • плюснефаланговым подвывихом;
  • усталостным переломом и другими.

Неврома Мортона – лечение

В большинстве случаев лечение на первом этапе сводится к применению консервативных методов, включающих:

• функциональную разгрузку стопы и ее иммобилизацию в области сдавления нерва (необходимо носить свободную удобную обувь без каблука и/или с ортопедическими стельками, использовать ортезы);
  • физиотерапевтические процедуры (магнитотерапию, ЛФК, массаж);
  • обезболивающие и противовоспалительные медикаментозные средства (нестероидные препараты, местные анестетики, компрессы с раствором Диметилсульфоксида, Диклофенаком, при необходимости – инъекции глюкокортикостероидов, новокаиновые блокады, при артрозе профилактически назначают хондропротекторы).

При отсутствии эффекта прибегают к оперативному вмешательству, например, удалению нерва. Однако даже весьма обширный арсенал терапевтических методов не всегда позволяет достичь желаемого результата.

Ударно-волновая терапия в лечении невромы Мортона

В последние годы большую популярность приобрел метод ударно-волновой терапии (УВТ), по эффективности во многих случаях превосходящий консервативное лечение. Несомненный плюс подхода — отсутствие противопоказаний, типичных для большинства лекарственных препаратов, и осложнений, присущих хирургическим методикам.

Метод УВТ основан на точечном воздействии акустической волны на болезненную область, в результате чего запускается цепь механико-биологических процессов.

Точный механизм терапевтической активности этой методики не изучен до конца, хотя существуют некоторые теоретические обоснования ее результативности, в том числе при невроме Мортона. Так, ударная волна, направленная на пораженный участок, оказывает ряд положительных эффектов:

• обезболивающий, за счет блокировки передачи болевого импульса;
  • противовоспалительный, за счет усиления кровообращения, повышения проницаемости стенок капилляров и формирования новых кровеносных сосудов;
  • регенераторный, благодаря торможению тканевого разрушения;
  • дезинтегрирующий, выражающийся в распаде фиброзных участков.

Группой ученых из Турции было проведено масштабное исследование — сравнивались эффективность УВТ и ортопедических стелек в отношении уменьшения болевого синдрома. Осуществлялось наблюдение за больными с подошвенным фасциитом – заболеванием, основное проявление которого — боль в пятке из-за воспаления подошвенной фасции, соединяющей пяточную кость с плюсневыми костями. Результаты работы ученых интересны и в отношении невромы Мортона, поскольку рассматривают вопросы устранения болей, снижения нагрузки на стопу и восстановления функциональности последней.

Наблюдение проводилось на протяжении одного года. В ходе исследования пациентов разделили на две группы: в первой делали УВТ, а второй предложили ношение специальных ортопедических стелек, подобранных строго индивидуально.

Рис. 3. Индивидуально подобранная ортопедическая стелька

С помощью визуально-аналоговой шкалы (ВАШ) в утренние и вечерние часы, а также в покое и при движении определялась интенсивность боли. Оценка функциональности осуществлялась посредством индекса функции стопы (специально разработанной шкалы с несколькими подкатегориями). Дополнительно по опроснику устанавливалось и состояние здоровья стоп.

В период лечения заметное снижение болевых проявлений было отмечено в обеих группах. Отмечалось улучшение функциональности стопы, что коррелировало с данными опросника. В ходе исследования не было зафиксировано существенных разбежек ни по одному из показателей.

На основании полученных результатов авторами был сделан вывод, что у больных с подошвенным фасциитом и метод УВТ, и ношение стелек эффективно уменьшают болевые ощущения. В случае стелек результат достигался за счет снятия нагрузки со стопы, а при воздействии УВТ – благодаря нормализации процессов обмена и кровоснабжения.

Данные проведенного исследования подтверждают, что УВТ может быть рекомендована больным и с межпальцевой невромой — как самостоятельная методика, так и в сочетании с ношением ортопедических стелек. Можно предположить, что, как и в случае с подошвенным фасциитом, эффект терапии будет сохраняться продолжительное время.

Неврома Мортона — широко распространенная среди женщин активного возраста патология, способная в случае отсутствия адекватного лечения приводить к временной или даже постоянной утрате трудоспособности из-за серьезного нарушения функциональности стопы. Актуальность этой проблемы обуславливается и тем, что, несмотря на многочисленность существующих терапевтических подходов, их эффективность остается недостаточной.

В последние десятилетия весьма перспективным, а главное безопасным, вариантом лечения считается ударно-волновая терапия. Этот метод обладает существенными преимуществами по сравнению с традиционными консервативными и хирургическими подходами. Также УВТ, являясь финансово доступной методикой, позволяет снизить экономические затраты как самих пациентов, так и медицинских учреждений.