+7 (499) 130-37-33Ежедневно с 10 до 21
Консультация

Балетная травма - Лечение в Москве

У артистов балета травмы и характерные патологические нарушения опорно-двигательного аппарата очень разнообразны: это стресс-переломы, различные проблемы с позвоночником, повреждение остистых связок, апофизит верхнепоясничных позвонков, миофасциальный синдром различной локализации, посттравматические миалгии (мышечные боли), травмы голени, стопы и голеностопного сустава.
Запишитесь на консультацию

Лечение балетной травмы в нашей клинике

Наша клиника достаточно продолжительное время успешно занимается лечением болевых синдромов и балетной травмы. У артистов балета травмы и характерные патологические нарушения опорно-двигательного аппарата очень разнообразны и зависят часто от травмирующего события, индивидуальных особенностей и реакции организма: это стресс-переломы, различные проблемы с позвоночником, повреждение остистых связок, апофизит верхнепоясничных позвонков, миофасциальный синдром различной локализации, посттравматические миалгии (мышечные боли), крепатуры и постоянное напряжение мышц травмы голени, стопы и голеностопного сустава.

Мы применяем комплексный подход к лечению последствий травмирования. В клинике собран внушительный арсенал методик восстановительного лечения и купирования острой и хронической боли: различные методы физиотерапии, медицинский массаж, мануальные техники и ЛФК, методы регенеративной медицины, различные типы блокад и метод «сухой иглы», медицинская ботулинотерапия, фармакотерапия.

В последнее время мы успешно используем метод ударно-волновой терапии, как один из наиболее эффективных методов в составе комплексной терапии. 

Часто так бывает, что какие-то методы лечения не подходят или вызывают побочные эффекты. Тогда назначается пробный курс, в процессе лечения подбирается необходимое сочетание методик.

Пациент закрепляется за лечащим врачом, который в ходе лечения контролирует процесс, обеспечивает обратную связь с пациентом.  Мы всегда просим пациента описывать изменения состояния во время курса лечения и в процессе процедуры, просим совета у пациента в случае его видения некоторых нюансов процесса проведения процедур. Эта связь крайне важна для успешного излечения. Мы пытаемся помочь всеми возможными нам способами, не отсылая далее по порочному кругу.

Балетная травма: общая информация

Занятия балетом предполагают интенсивную физическую активность и требуют высокой работоспособности. Разработаны специальные тренировочные и подготовительные методики, восстановительные процедуры, направленные на предупреждение заболеваний опорно-двигательного аппарата вследствие высоких нагрузок. Однако эти мероприятия не всегда справляются с поставленной задачей, что оборачивается травмой.

Факторы, способствующие ее появлению:

  • физические особенности танцора — недостаточная гибкость, слабость связочного аппарата, мышечный дисбаланс, суставная нестабильность, стопа с высоким сводом;
  • гормональные нарушения у женщин, отсутствие менструаций (существенный фактор стресс-переломов);
  • неправильная техника обучения артиста, дисбаланс нагрузки-расслабления, нарушение тренировочной методики.

У артистов балета чаще всего повреждаются голени (20%), стопы (15%), голеностопный сустав (15%).

Высокие прыжки, элементы с поддержкой партнера способствуют позвоночным деформациям и патологиям межпозвонковых дисков. Постоянные перегрузки также провоцируют проблемы с суставами (остеоартроз), смещения и стрессовые переломы.

Препятствует профессиональной деятельности и миофасциальный пояснично-крестцовый болевой синдром:

  • первичный – непосредственно вызванный физической нагрузкой с последующим перенапряжением позвоночных мышц;
  • вторичный – обусловленный дегенеративно-дистрофическими изменениями в пояснично-крестцовом отделе.

Регулярные перегрузки, нарушение рекомендованного тренировочного режима, отказ от необходимых лечебных процедур из-за страха длительного перерыва в работе формируют благоприятную среду для появления хронических травм и осложнений, требующих серьезных терапевтических мероприятий.

Балетная травма – клиника и диагностика

Стресс-переломы — неполные небольшие переломы, часто плохо заметные или совсем незаметные на рентгеновских снимках. Такая травма приходится преимущественно на 2-ю и 3-ю плюсневую кость (расположены у основания пальцев ног) и развивается из-за сильного сгибания стопы при ходьбе на пуантах. Возникающие боль и небольшой отек зачастую игнорируются танцором.

Проблемы с позвоночником (остеохондроз, спондилоартроз, спондилолиз) обусловлены тем, что заниматься балетом начинают очень рано, а физические упражнения включают нетипичные активные движения в области поясничного отдела. Чрезмерная осевая нагрузка в сочетании с переразгибанием, которые имеют место при выполнении поддержек танцорами-мужчинами, способствуют развитию у них спондилолиза и остеохондроза.

Ротационные, сгибательно-разгибательные движения в поясничном отделе приводят к перегрузке и повреждению остистых связок. В сочетании с ускоренными движениями ног развивается лигаментопатия (воспалительное поражение) тазовых связок.

Признаком остеохондроза у артистов балета служит острая поясничная боль, отдающая в ноги. Часто она возникает при поднятии тяжестей, а в состоянии покоя становится тянущей, ноющей, стреляющей.

При апофизите верхнепоясничных позвонков наблюдаются точечные жгучие боли, усиливающиеся при нагрузках и сгибании позвоночника.

Пояснично-крестцовый миофасциальный синдром характеризуется мышечной болезненностью в ягодицах, ногах, пояснице, часто в сочетании с ощущениями жжения и покалывания. Прощупывание пораженных участков выявляет триггерные точки.

Рис. 1. Лигаментопатия тазовых и пояснично-крестцовых связок

Диагностика строится на оценке клинических симптомов и выполнении ряда инструментальных неинвазивных исследований:

  • рентгенографии;
  • МРТ;
  • КТ;
  • реже – УЗИ, термографии.

Лечение балетной травмы

Трудность в лечении артистов балета, также как и спортсменов, состоит в невозможности полного прекращения репетиций и тренировок даже после получения травмы. При длительных перерывах высока вероятность не набрать профессиональную форму после реабилитации, поэтому лечение должно быть максимально быстрым и эффективным. Оно может быть консервативным (медикаментозным, физиотерапевтическим) или оперативным. 

Острые боли и воспаления снимаются нестероидными противовоспалительными средствами (НПВС), а при необходимости – стероидными блокадами. При этом важно учитывать противопоказания и побочные эффекты препаратов.

При неэффективности медикаментозного лечения прибегают к хирургическому вмешательству. Но даже малоинвазивные методики имеют риск послеоперационных осложнений и требуют периода реабилитации, что для балетных артистов неприемлемо.

После устранения острой боли проводится физиотерапевтическое лечение – иглорефлексо-, магнито-, мануальная терапия.

Ударно-волновая терапия в лечении балетной травмы

Ударно-волновая терапия (УВТ) – современный физиотерапевтический метод, характеризующийся:

  • неинвазивностью;
  • возможностью амбулаторного проведения;
  • высокой результативностью (78-95%);
  • сохранением эффекта в отдаленном периоде.

Воздействие ударной волны оказывает обезболивающее действие за счет блокировки передачи нервного импульса, стимулирует процессы регенерации, способствует выведению из тканей продуктов распада.

УВТ в лечении балетной травмы: обзор научной литературы

Исследователи из Великобритании опубликовали обзор историй болезни пациентов, у которых для лечения несрастающихся переломов плюсневой кости применялись низкоэнергетические ударные волны.

Пациентка 1 (22 года), занимающаяся современными танцами, получила перелом 2-ой плюсневой кости при падении. Консервативное лечение на протяжении 10 недель не привело к устранению болей, но девушка при этом вернулась к занятиям. Болевые ощущения сохранялись также на протяжении последующих двух лет. КТ области основания плюсневой кости выявило несращение перелома.

Рис. 2. Перелом основания плюсневой кости у пациентки 1

Пациентке была проведена низкоэнергетическая УВТ в зоне патологии (3 сеанса по одному в неделю, в режиме - 3000 импульсов, 0,2 мДж/мм2) без назначения НПВС и местной анестезии. Были рекомендованы ношение ортопедической обуви и перерыв в занятиях на 6 недель.

Боль заметно уменьшилась после завершения терапии, а спустя 3 месяца исчезла полностью. Сращение кости подтвердилось данными КТ. Пациентка вернулась к танцам через 19 недель.

Рис. 3. КТ плюсневой кости у пациентки 1 через 3 месяца.

Пациентка 2 (29 лет), артистка балета, испытывала нарастающую боль в области 2 плюсневой кости на протяжении полугода. Боль усиливалась по окончании тренировок. После диагностирования стрессового перелома была дана рекомендация исключить нагрузки на 3 месяца, что, однако, не привело к улучшению. При повторном рентгенологическом исследовании было обнаружено увеличение зоны перелома и склеротизация краев.

Рис. 4. Несросшийся перелом основания 2-й плюсневой кости у пациентки 2 до лечения. Склеротические изменения краев перелома.

Больной был проведен курс низкоэнергетической УВТ (3 сеанса по одному в неделю, в режиме - 3000 импульсов, 0,2 мДж/мм2). Спустя 3 месяца после начала терапии боль полностью ушла, и через 14 недель пациентка смогла возобновить тренировки на пуантах.

Рис. 5. Рентгенограмма (A) и КТ (B) через 3 месяца после лечения (пациентка 2)

Оценку эффективности экстракорпоральной УВТ при миофасциальном пояснично-крестцовом болевом синдроме (МФПКБС) у балетных артистов и спортсменов провели российские ученые. В течение 8 лет они изучали 375 пациентов с МФПКБС (род деятельности – балет, гимнастика, тяжелая и легкая атлетика, возраст – 15-38 лет).

Диагностическое обследование до начала лечения включало:

  • осмотр (клинический, неврологический);
  • рентгенографическое исследование;
  • УЗИ;
  • томографию (компьютерную, магнитно-резонансную);
  • электромиографию.

Все больные были разделены на 3 группы:

  • первая - 197 человек с первичным МФПКБС без дегенеративно-дистрофических изменений;
  • вторая – 141 человек со спондилоартрозом пояснично-крестцового отдела;
  • третья – 37 человек с пояснично-крестцовым остеохондрозом и протрузиями дисков (5-8 мм) без чувствительных и двигательных нарушений.

Терапия проводилась на аппаратах с регулировкой:

  • энергетического уровня (от1-5 до 1-20);
  • плотности энергетического потока (0,03-1,05 мДж/мм2);
  • давления (11-128 МПа);
  • частоты (до 8 Гц);
  • глубины волнового проникновения (5-40 мм).

Оценку эффективности осуществляли по динамике болей при движении и в состоянии покоя посредством визуально-аналоговой шкалы (ВАШ), а также по данным термо- и электромиографии.

В начале сеанса в диагностическом режиме воздействия ударных волн (0,18 мДж/мм2, 2 Гц) устанавливали локализацию триггерных точек. Терапевтический режим подбирался индивидуально.

Каждому пациенту назначалось 5 процедур (средняя длительность 26 минут) по одной в неделю без перерыва в профессиональной деятельности. Иные методы лечения не применялись.

Повторное обследование через 3 месяца проходили 324 человека. Устранение болей, нормализация показателей термо- и электромиографии отмечены у 291 пациента.

У 75,2% больных второй группы выявлено уменьшение интенсивности болевых ощущений, улучшение сосудистой микроциркуляции, снижение мышечной тонической активности в зоне поражения.

Эффективность УВТ в третьей группе оказалась ниже. После лечения болевые ощущения уменьшились, но возобновились через 3 месяца.

Наибольший эффект от УВТ отмечен в отношении первичного МФПКБС. Положительные ближайший и отдаленный результаты получили 97% пациентов. Полное восстановление работоспособности достигнуто:

  • в 1-й группе – у всех больных в течение 3-6 недель;
  • во 2-й – у 131 человека в течение 4-8 недель;
  • в 3-й – только у 21 больного, остальные продолжили терапию иными методами.

Выводы

Регулярные высокие нагрузки способствуют частому травмированию и развитию хронических патологий у артистов балета. Из-за особенностей профессиональной деятельности танцоры не имеют возможности прерывать тренировки на длительный срок. Такая ситуация способствует хронизации воспалительных процессов в связках и мышцах, несращению переломов и пр.

Мы применяем комплексный подход к лечению болевых синдромов у спортсменов. В клинике собран внушительный арсенал методик и подходов к лечению острой и хронической боли и связанных с болью мышечно-тонических синдромов, УВТ способствует росту новой костной ткани, сращению даже застарелых и плохо заживающих переломов.

В последнее время мы успешно используем метод ударно-волновой терапии, как один из наиболее эффективных методов в составе комплексной терапии. 

Терапии ударными волнами хорошо поддается пояснично-крестцовый миофасциальный болевой синдром, как первичный, так и возникший на фоне спондилоартроза.

Заметное уменьшение болей, восстановление двигательных функций дает возможность артистам балета при проведении УВТ не прерывать профессиональную деятельность.

Наши специалисты


Методы лечения
За долгую практику мы подобрали наиболее эффективные методы восстановительного лечения и реабилитации, лечения боли в травматологии, неврологии, ревматологии, урологии.
Контакты
Адрес
Москва, Ковров переулок, дом 4, корпус 2, подъезд 1

Площадь Ильича, Римская
Режим работы
Ежедневно с 10 до 21
Телефон
+7 (499) 130-37-33