Шейный остеохондроз - Лечение в Москве

заболевание, при котором происходит преждевременное старение межпозвонковых дисков, суставов и позвонков в шейном отделе позвоночника.

Лечение шейного остеохондроза в нашей клинике

Шейный остеохондроз представляет собой совокупность дегенеративно-дистрофических процессов в межпозвонковых дисках шейного отдела позвоночника, которые сопровождаются структурными и функциональными нарушениями. Кроме шеи нередко затрагивается плечевой пояс.

В шейном отделе позвоночника находятся самые маленькие позвонки. Эта часть позвоночного столба наиболее подвижна. Здесь сосредоточено много анатомических образований — связок, мышц, крупных артерий и вен, спинной мозг, нервы. Это делает шейный отдел позвоночника и плечевой пояс уязвимыми перед миофасциальным болевым синдромом (МФБС) и остеохондрозом, к которым нередко присоединяются плечелопаточный периартроз и рефлекторно-тонический синдром.

Рис. 1. Анатомия шейного отдела позвоночника

Основные причины и факторы развития шейного остеохондроза:

• микротравмы тканей в результате чрезмерной нагрузки у спортсменов;
  • нарушение притока питательных веществ к тканям межпозвонкового диска и хрящам суставов при малоподвижном образе жизни, ожирении, заболеваниях обмена веществ;
  • возраст 60+.

Межпозвонковые диски выполняют амортизационную функцию. В случае их постепенного разрушения, что и происходит при остеохондрозе, ущемляются нервы, возникает боль, которая может локализоваться не только в задней части шеи, но и спереди, а также по ходу нервов – в руке, в плече, отдавать в затылок или под лопатку. По утрам у больных шейным остеохондрозом нередко немеют пальцы. Из-за проблем с позвоночником нарушается кровообращение в позвоночных артериях, из-за чего появляется головокружение, головная боль, немеет лицо лица с одной стороны, возникает шум в ушах.

Одно из проявлений шейного остеохондроза — миофасциальный болевой синдром (МФБС).

Рис. 2. Локализация триггерных точек на шее и в надлопаточной области

Он характеризуется возникновением болевых точек в мышцах, которые называют триггерными. При надавливании на такой «триггер» возникает резкая боль. Иногда она может одновременно появляться в месте, отдаленном от триггерной точки. При МФБС возникает ограничение подвижности и болезненный спазм в мышцах — не только при надавливании, но и в движении, и покое.

Рис. 3. Локализация триггерных точек ременных мышц головы и шеи

Миофасциальный болевой синдром (МФБС) может также возникать в результате мышечного спазма при чрезмерной нагрузке или резком напряжении после длительного периода покоя. При остеохондрозе обычно запускается порочный круг — боль вызывает спазм мышц, в результате которого боль усиливается, что приводит к еще большему спазмированию.

Диагноз «шейный остеохондроз и МФБС» ставится врачом на основании тщательного осмотра, пальпации, изучении данных рентгеновских и/или МРТ-снимков шейного отдела позвоночника. Также выполняется миофасциальная диагностика.

При шейном остеохондрозе и МФБС человека беспокоят сильные боли, из-за которых он нередко теряет работоспособность и вынужден идти на больничный. Основная задача лечения — облегчить состояние пациента. Для этого применяют НПВП перорально — они купируют боль и уменьшают воспаление, и миорелаксанты для снятия мышечных спазмов, а также наружные средства — мази, гели. Если такая терапия оказывается малоэффективной, назначается блокада — эпидуральная или корешковая. Хороший эффект дают немедикаментозные методы:

• иглорефлексотерапия;
  • массаж;
  • аппаратная физиотерапия;
  • мануальная терапия.
Несмотря на комплексный подход, эффективность лечения остается недостаточно высокой. У больных часто возникают рецидивы, поэтому врачи постоянно ищут новые способы терапевтического воздействия. В последние годы высокую эффективность при шейном остеохондрозе и миофасциальном болевом синдроме показывает ударно-волновая терапия (УВТ).

Ударно-волновая терапия: механизмы терапевтического воздействия

УВТ — методика воздействия на больную зону ударными (акустическими) волнами. Она безопасна, не требует обезболивания, выполняется амбулаторно. В медицинской практике используют волны малой и средней интенсивности. Для шейного отдела позвоночника рекомендуемый предел значения энергии составляет 3-5 МПа.

Терапевтические эффекты ударно-волновой терапии:

• расширение кровеносных сосудов;
  • образование новых капилляров;
  • улучшение обмена веществ в тканях;
  • уменьшение отека тканей;
  • снижение интенсивности боли;
  • снятие мышечных спазмов;
  • рассасывание фиброзных перегородок.

Корейские ученые провели сравнительное исследование методики УВТ и чрескожной нейростимуляции триггерных точек при миофасциальном болевом синдроме трапециевидной мышцы. 30 пациентов распределили поровну на две группы. В первой проводили лечение ударными волнами – 1 раз в неделю. Больные получили за курс 3 сеанса. Пациенты из второй группы получали инъекции препаратов в триггерные точки 1 раз в неделю – 3 процедуры на курс, и чрескожную электронейростимуляцию триггерных точек – 1 раз в неделю, 5 сеансов на курс.

После окончания лечения исследователи не нашли различий в эффективности. Пациенты обеих групп отметили одинаковое улучшение подвижности в шее, уменьшение и купирование болевого синдрома. Это позволило сделать вывод о высокой результативности методики УВТ и рекомендовать ее в качестве альтернативы существующими инвазивным инъекционным методикам лечения МФБС.

Турецкие исследователи решили изучить разные режимы воздействия ударными волнами на триггерные точки при МФБС трапециевидной мышцы. 60 больных распределили на 2 группы. В первой была проведена всего 1 процедура воздействия ударными волнами на триггерные точки. Во второй больным назначили 3 сеанса УВТ – по 1 в неделю. После окончания лечения все пациенты отметили одинаковое улучшение: уменьшилась боль и тревожность. Однако через 3 месяца у многих больных из первой группы возникли рецидивы, тогда как во второй их не было.

Другие турецкие специалисты провели сравнительное исследование использования УВТ и ультразвука при МФБС трапециевидной мышцы. 66 больных распределили на 2 группы. Первая получала лечение УВТ с периодичностью 1 сеанс в неделю – всего 3 процедуры на курс. В группе 2 было 10 сеансов воздействия ультразвука на триггерные точки на протяжении 2 недель.

По окончании курса лечения более высокие показатели эффективности (уменьшение болевого синдрома и количества триггерных точек) было отмечено у пациентов в 1 группе. В отдаленном периоде у них также сохранялись положительные результаты. У больных из группы 2 чаще возникали рецидивы болевого синдрома.

Шейный остеохондроз и миофасциальный болевой синдром широко распространены в современном обществе. Частые рецидивы болей, ограничение жизнедеятельности и трудоспособности пациентов привлекают внимание врачей и ученых к решению проблемы эффективности лечения этих заболеваний. Существующие методы не всегда результативны, сопровождаются частыми рецидивами, лекарственные инъекции часто дают побочные эффекты.

В последние годы исследователи из разных стран сообщают о высокой эффективности ударно-волновой терапии при МФБС и шейном остеохондрозе. Уже после первого сеанса пациенты отмечают снижение или полное купирование болевого синдрома, уменьшение количества триггерных точек. А курс из 3 процедур имеет отдаленные положительные результаты – больные сообщают об отсутствии рецидивов в течение как минимум 3 месяцев после окончания лечения.

Использовать УВТ возможно в условиях амбулаторного приема или в санаториях. Методика экономически доступна и безопасна.