Лечение болезней позвоночника в Москве

Широко распространены среди населения, независимо от возраста и гендерной принадлежности.

Лечение болезней позвоночника в нашей клинике

Заболевания позвоночника, или дорсопатии – это комплекс дегенеративно-дистрофических процессов, протекающих в различных отделах позвоночного столба и в окружающих его тканях.

Основные причины и факторы развития дорсопатий:

• травмы;
  • остеохондроз позвоночника;
  • радикулит;
  • грыжа межпозвонкового диска;
  • анкилозирующий спондилоартрит или болезнь Бехтерева;
  • ожирение;
  • малоподвижный образ жизни;
  • избыточная физическая нагрузка;
  • наследственная предрасположенность;
  • переохлаждение.

В результате воздействия вышеупомянутых факторов происходит постепенное разрушение межпозвонкового диска, нарастают процессы дегенерации в окружающих тканях, возникает отек в мышцах, связках, развивается воспаление, проявляющееся болезненностью при движениях и пальпации.

Рис. 1. Явления дегенерации межпозвонковых дисков.

В патологический процесс могут вовлекаться все отделы позвоночного столба, но наиболее часто дорсопатии возникают в шейном, пояснично-крестцовом и грудном отделах.

Рис. 2. Локализация очагов дорсопатии

Клиника дорсопатий проявляется болевым синдромом, который локализуется как в области позвоночника, так и распространяется по ходу нервов, выходящих из позвоночного столба – вдоль руки, ребер, между лопатками, по затылочной зоне. По этой же причине пациентов беспокоят нарушения чувствительности или снижение силы мышц в конечностях.

При поражении шейного отдела позвоночника больные могут жаловаться на головокружение и головную боль, обусловленные сдавлением позвоночных артерий. Вследствие хронической боли у пациентов меняется походка, осанка, они принимают вынужденное положение тела.

В диагностике заболевания помогает рентгенография или МРТ позвоночника. На снимках выявляются дегенеративные процессы в позвонках и близлежащих тканях. В ряде случаев необходимо проводить дифференциальную диагностику, чтобы исключить заболевания внутренних органов, которые также могут проявляться болями в спине (патологии почек).

Терапия дорсопатий всегда комплексная. Обычно больным назначают:

• Анальгетики – для купирования болевого синдрома (Анальгин, Нурофен, Кеторол).
  • Нестероидные противовоспалительные средства (НПВС): Диклофенак, Вольтарен и другие – в виде мазей и таблеток.
  • Для расслабления спазмированных мышц назначают Мидокалм – препарат из группы миорелаксантов.
  • Физиотерапия: электрофорез, магнит, ионофорез, лазер, массаж и гидромассаж.
  • ЛФК, ношение корсетов.
  • Хирургические операции – при появлении осложнений в виде грыжи диска, возникновении неврологических нарушений из-за сдавления спинного мозга.

Несмотря на комплекс лечебных мероприятий, назначаемый при заболеваниях позвоночника, их эффективность остается недостаточно высокой. В последние годы врачи из разных стран сообщают о положительных результатах использования методики ударно-волновой терапии в лечении дорсопатий.

Рис. 3. Лечение дорсопатий ударными волнами.

Ударно-волновая терапия: механизмы терапевтического воздействия

Ударные волны представляют собой акустические импульсы высокого давления (до 20 МПа) и короткие по продолжительности (1 микросекунда). Аппарат, генерирующий их, расположен вне тела пациента – экстракорпорально, поэтому такой вид лечения называют экстракорпоральной ударно-волновой терапией.

В тканях организма под действием УВТ происходят следующие процессы:

• расширяются кровеносные сосуды;
  • происходит формирование новых капилляров;
  • улучшается проницаемость мембран клеток для лекарственных веществ;
  • размягчаются плотные рубцовые ткани и разрыхляются костные наросты;
  • воздействие на нервные окончания и выброс эндорфинов способствуют купированию болевого синдрома.

Комплексное воздействие ударных волн приводит к уменьшению интенсивности боли и воспаления в тканях и к ускорению процессов регенерации. А благодаря формированию новых сосудов эти результаты пролонгированы во времени.

Группа российских ученых сравнила результаты традиционного лечения пациентов с дорсопатиями и применение методики УВТ. Больных распределили по 2-м группам:

• Группа 1 получила по 3-5 сеансов УВТ в сочетании с традиционной терапией.
  • Группа 2 получила только традиционную терапию.

Интенсивность болевого синдрома стала уменьшаться у пациентов первой группы уже после 1-го сеанса УВТ. Тонус мышц спины пришел в норму у всех больных из первой группы, тогда как во второй – только у половины пациентов. После года наблюдения рецидив болевого синдрома возник у трети больных из первой группы и почти у 80% из второй.

Другая группа российских ученых также провела сравнительное исследование применения УВТ и традиционной физиотерапии при дорсалгиях. Пациенты были распределены по двум группам:

• Группа 1 в составе 27 больных получала УВТ (5-8 процедур) + лекарственные препараты.
  • Группа 2 в количестве 20 пациентов получала только традиционную физиотерапию.

После окончания курса болевой синдром уменьшился у 87% больных из первой группы и только у половины из второй. Длительность временной нетрудоспособности в первой группе была в два раза короче, чем у больных из второй.

Еще одна группа российских медиков провела исследование применения УВТ в лечении дорсопатий как в составе комплексного метода с использованием инъекций препарата Траумель, так и в виде монотерапии. Всех испытуемых распределили в 3 группы:

• Группа 1 получала лечение только УВТ (6 процедур).
  • Группа 2 получала лечение только инъекциями Траумеля в триггерные точки.
  • Группе 3 назначили оба вида лечения.

По окончании курса терапии наиболее выраженный эффект был отмечен у пациентов из 3 группы. При этом после 6 месяцев наблюдений рецидивы в группе 3 были минимальными (14%), тогда как в первой и второй боли в спине вернулись у 23% и 38% соответственно.

Дорсопатии позвоночника – распространенная проблема современной ортопедии и неврологии. Высокая заболеваемость среди активного трудоспособного населения, обилие методов лечения и недостаточная их эффективность заставляют исследователей из разных стран заниматься поиском новых терапевтических направлений.

В последнее десятилетие при дорсопатиях во многих странах широко стала применяться методика УВТ.

По данным разных авторов методика не требует обезболивания, не вызывает появления побочных эффектов. На курс лечения требуется от 3 до 8 процедур с периодичностью 1 раз в неделю. Благодаря экономической доступности и простоте проведения авторы рекомендуют использовать УВТ в амбулаторных условиях.