Лечение балетной травмы в нашей клинике
Наша клиника достаточно продолжительное время успешно занимается лечением болевых синдромов и балетной травмы. У артистов балета травмы и характерные патологические нарушения опорно-двигательного аппарата очень разнообразны и зависят часто от травмирующего события, индивидуальных особенностей и реакции организма: это стресс-переломы, различные проблемы с позвоночником, повреждение остистых связок, апофизит верхнепоясничных позвонков, миофасциальный синдром различной локализации, посттравматические миалгии (мышечные боли), крепатуры и постоянное напряжение мышц травмы голени, стопы и голеностопного сустава.
Мы применяем комплексный подход к лечению последствий травмирования. В клинике собран внушительный арсенал методик восстановительного лечения и купирования острой и хронической боли: различные методы физиотерапии, медицинский массаж, мануальные техники и ЛФК, методы регенеративной медицины, различные типы блокад и метод «сухой иглы», медицинская ботулинотерапия, фармакотерапия.
В последнее время мы успешно используем метод ударно-волновой терапии, как один из наиболее эффективных методов в составе комплексной терапии.
Часто так бывает, что какие-то методы лечения не подходят или вызывают побочные эффекты. Тогда назначается пробный курс, в процессе лечения подбирается необходимое сочетание методик.
Пациент закрепляется за лечащим врачом, который в ходе лечения контролирует процесс, обеспечивает обратную связь с пациентом. Мы всегда просим пациента описывать изменения состояния во время курса лечения и в процессе процедуры, просим совета у пациента в случае его видения некоторых нюансов процесса проведения процедур. Эта связь крайне важна для успешного излечения. Мы пытаемся помочь всеми возможными нам способами, не отсылая далее по порочному кругу.
Балетная травма: общая информация
Занятия балетом предполагают интенсивную физическую активность и требуют высокой работоспособности. Разработаны специальные тренировочные и подготовительные методики, восстановительные процедуры, направленные на предупреждение заболеваний опорно-двигательного аппарата вследствие высоких нагрузок. Однако эти мероприятия не всегда справляются с поставленной задачей, что оборачивается травмой.
Факторы, способствующие ее появлению:
- физические особенности танцора — недостаточная гибкость, слабость связочного аппарата, мышечный дисбаланс, суставная нестабильность, стопа с высоким сводом;
- гормональные нарушения у женщин, отсутствие менструаций (существенный фактор стресс-переломов);
- неправильная техника обучения артиста, дисбаланс нагрузки-расслабления, нарушение тренировочной методики.
У артистов балета чаще всего повреждаются голени (20%), стопы (15%), голеностопный сустав (15%).
Высокие прыжки, элементы с поддержкой партнера способствуют позвоночным деформациям и патологиям межпозвонковых дисков. Постоянные перегрузки также провоцируют проблемы с суставами (остеоартроз), смещения и стрессовые переломы.
Препятствует профессиональной деятельности и миофасциальный пояснично-крестцовый болевой синдром:
- первичный – непосредственно вызванный физической нагрузкой с последующим перенапряжением позвоночных мышц;
- вторичный – обусловленный дегенеративно-дистрофическими изменениями в пояснично-крестцовом отделе.
Регулярные перегрузки, нарушение рекомендованного тренировочного режима, отказ от необходимых лечебных процедур из-за страха длительного перерыва в работе формируют благоприятную среду для появления хронических травм и осложнений, требующих серьезных терапевтических мероприятий.
Балетная травма – клиника и диагностика
Стресс-переломы — неполные небольшие переломы, часто плохо заметные или совсем незаметные на рентгеновских снимках. Такая травма приходится преимущественно на 2-ю и 3-ю плюсневую кость (расположены у основания пальцев ног) и развивается из-за сильного сгибания стопы при ходьбе на пуантах. Возникающие боль и небольшой отек зачастую игнорируются танцором.
Проблемы с позвоночником (остеохондроз, спондилоартроз, спондилолиз) обусловлены тем, что заниматься балетом начинают очень рано, а физические упражнения включают нетипичные активные движения в области поясничного отдела. Чрезмерная осевая нагрузка в сочетании с переразгибанием, которые имеют место при выполнении поддержек танцорами-мужчинами, способствуют развитию у них спондилолиза и остеохондроза.
Ротационные, сгибательно-разгибательные движения в поясничном отделе приводят к перегрузке и повреждению остистых связок. В сочетании с ускоренными движениями ног развивается лигаментопатия (воспалительное поражение) тазовых связок.
Признаком остеохондроза у артистов балета служит острая поясничная боль, отдающая в ноги. Часто она возникает при поднятии тяжестей, а в состоянии покоя становится тянущей, ноющей, стреляющей.
При апофизите верхнепоясничных позвонков наблюдаются точечные жгучие боли, усиливающиеся при нагрузках и сгибании позвоночника.
Пояснично-крестцовый миофасциальный синдром характеризуется мышечной болезненностью в ягодицах, ногах, пояснице, часто в сочетании с ощущениями жжения и покалывания. Прощупывание пораженных участков выявляет триггерные точки.
Рис. 1. Лигаментопатия тазовых и пояснично-крестцовых связок
Диагностика строится на оценке клинических симптомов и выполнении ряда инструментальных неинвазивных исследований:
Лечение балетной травмы
Трудность в лечении артистов балета, также как и спортсменов, состоит в невозможности полного прекращения репетиций и тренировок даже после получения травмы. При длительных перерывах высока вероятность не набрать профессиональную форму после реабилитации, поэтому лечение должно быть максимально быстрым и эффективным. Оно может быть консервативным (медикаментозным, физиотерапевтическим) или оперативным.
Острые боли и воспаления снимаются нестероидными противовоспалительными средствами (НПВС), а при необходимости – стероидными блокадами. При этом важно учитывать противопоказания и побочные эффекты препаратов.
При неэффективности медикаментозного лечения прибегают к хирургическому вмешательству. Но даже малоинвазивные методики имеют риск послеоперационных осложнений и требуют периода реабилитации, что для балетных артистов неприемлемо.
После устранения острой боли проводится физиотерапевтическое лечение – иглорефлексо-, магнито-, мануальная терапия.
Ударно-волновая терапия в лечении балетной травмы
Ударно-волновая терапия (УВТ) – современный физиотерапевтический метод, характеризующийся:
- неинвазивностью;
- возможностью амбулаторного проведения;
- высокой результативностью (78-95%);
- сохранением эффекта в отдаленном периоде.
Воздействие ударной волны оказывает обезболивающее действие за счет блокировки передачи нервного импульса, стимулирует процессы регенерации, способствует выведению из тканей продуктов распада.
УВТ в лечении балетной травмы: обзор научной литературы
Исследователи из Великобритании опубликовали обзор историй болезни пациентов, у которых для лечения несрастающихся переломов плюсневой кости применялись низкоэнергетические ударные волны.
Пациентка 1 (22 года), занимающаяся современными танцами, получила перелом 2-ой плюсневой кости при падении. Консервативное лечение на протяжении 10 недель не привело к устранению болей, но девушка при этом вернулась к занятиям. Болевые ощущения сохранялись также на протяжении последующих двух лет. КТ области основания плюсневой кости выявило несращение перелома.
Рис. 2. Перелом основания плюсневой кости у пациентки 1
Пациентке была проведена низкоэнергетическая УВТ в зоне патологии (3 сеанса по одному в неделю, в режиме - 3000 импульсов, 0,2 мДж/мм2) без назначения НПВС и местной анестезии. Были рекомендованы ношение ортопедической обуви и перерыв в занятиях на 6 недель.
Боль заметно уменьшилась после завершения терапии, а спустя 3 месяца исчезла полностью. Сращение кости подтвердилось данными КТ. Пациентка вернулась к танцам через 19 недель.
Рис. 3. КТ плюсневой кости у пациентки 1 через 3 месяца.
Пациентка 2 (29 лет), артистка балета, испытывала нарастающую боль в области 2 плюсневой кости на протяжении полугода. Боль усиливалась по окончании тренировок. После диагностирования стрессового перелома была дана рекомендация исключить нагрузки на 3 месяца, что, однако, не привело к улучшению. При повторном рентгенологическом исследовании было обнаружено увеличение зоны перелома и склеротизация краев.
Рис. 4. Несросшийся перелом основания 2-й плюсневой кости у пациентки 2 до лечения. Склеротические изменения краев перелома.
Больной был проведен курс низкоэнергетической УВТ (3 сеанса по одному в неделю, в режиме - 3000 импульсов, 0,2 мДж/мм2). Спустя 3 месяца после начала терапии боль полностью ушла, и через 14 недель пациентка смогла возобновить тренировки на пуантах.
Рис. 5. Рентгенограмма (A) и КТ (B) через 3 месяца после лечения (пациентка 2)
Оценку эффективности экстракорпоральной УВТ при миофасциальном пояснично-крестцовом болевом синдроме (МФПКБС) у балетных артистов и спортсменов провели российские ученые. В течение 8 лет они изучали 375 пациентов с МФПКБС (род деятельности – балет, гимнастика, тяжелая и легкая атлетика, возраст – 15-38 лет).
Диагностическое обследование до начала лечения включало:
- осмотр (клинический, неврологический);
- рентгенографическое исследование;
- УЗИ;
- томографию (компьютерную, магнитно-резонансную);
- электромиографию.
Все больные были разделены на 3 группы:
- первая - 197 человек с первичным МФПКБС без дегенеративно-дистрофических изменений;
- вторая – 141 человек со спондилоартрозом пояснично-крестцового отдела;
- третья – 37 человек с пояснично-крестцовым остеохондрозом и протрузиями дисков (5-8 мм) без чувствительных и двигательных нарушений.
Терапия проводилась на аппаратах с регулировкой:
- энергетического уровня (от1-5 до 1-20);
- плотности энергетического потока (0,03-1,05 мДж/мм2);
- давления (11-128 МПа);
- частоты (до 8 Гц);
- глубины волнового проникновения (5-40 мм).
Оценку эффективности осуществляли по динамике болей при движении и в состоянии покоя посредством визуально-аналоговой шкалы (ВАШ), а также по данным термо- и электромиографии.
В начале сеанса в диагностическом режиме воздействия ударных волн (0,18 мДж/мм2, 2 Гц) устанавливали локализацию триггерных точек. Терапевтический режим подбирался индивидуально.
Каждому пациенту назначалось 5 процедур (средняя длительность 26 минут) по одной в неделю без перерыва в профессиональной деятельности. Иные методы лечения не применялись.
Повторное обследование через 3 месяца проходили 324 человека. Устранение болей, нормализация показателей термо- и электромиографии отмечены у 291 пациента.
У 75,2% больных второй группы выявлено уменьшение интенсивности болевых ощущений, улучшение сосудистой микроциркуляции, снижение мышечной тонической активности в зоне поражения.
Эффективность УВТ в третьей группе оказалась ниже. После лечения болевые ощущения уменьшились, но возобновились через 3 месяца.
Наибольший эффект от УВТ отмечен в отношении первичного МФПКБС. Положительные ближайший и отдаленный результаты получили 97% пациентов. Полное восстановление работоспособности достигнуто:
- в 1-й группе – у всех больных в течение 3-6 недель;
- во 2-й – у 131 человека в течение 4-8 недель;
- в 3-й – только у 21 больного, остальные продолжили терапию иными методами.
Выводы
Регулярные высокие нагрузки способствуют частому травмированию и развитию хронических патологий у артистов балета. Из-за особенностей профессиональной деятельности танцоры не имеют возможности прерывать тренировки на длительный срок. Такая ситуация способствует хронизации воспалительных процессов в связках и мышцах, несращению переломов и пр.
Мы применяем комплексный подход к лечению болевых синдромов у спортсменов. В клинике собран внушительный арсенал методик и подходов к лечению острой и хронической боли и связанных с болью мышечно-тонических синдромов, УВТ способствует росту новой костной ткани, сращению даже застарелых и плохо заживающих переломов.
В последнее время мы успешно используем метод ударно-волновой терапии, как один из наиболее эффективных методов в составе комплексной терапии.
Терапии ударными волнами хорошо поддается пояснично-крестцовый миофасциальный болевой синдром, как первичный, так и возникший на фоне спондилоартроза.
Заметное уменьшение болей, восстановление двигательных функций дает возможность артистам балета при проведении УВТ не прерывать профессиональную деятельность.