Лечение заболеваний пояснично-крестцового отдела в Москве

Патологии пояснично-крестцового отдела позвоночника широко распространены и диагностируются примерно у 25% людей трудоспособного возраста. Они становятся причиной длительной нетрудоспособности, а в запущенных случаях и инвалидизации.

Лечение заболеваний пояснично-крестцового отдела в нашей клинике

Все патологии пояснично-крестцового отдела позвоночника классифицируют на первичные и вторичные. К первичным относятся спондилоартроз, остеохондроз — дегенеративно-дистрофические патологии; спондилолистез — смещение тел позвонков; ущемление нервных корешков, вызываемое межпозвонковыми грыжами; нестабильность позвоночника. Вторичные патологии пояснично-крестцового отдела возникают как следствие травм, мышечного перенапряжения, онкологических заболеваний, инфекционно-воспалительных процессов (остеомиелит), нарушения обмена веществ, болезней внутренних органов.

Рис. 1. Строение пояснично-крестцового отдела позвоночника

Главное клиническое проявление патологий пояснично-крестцового отдела позвоночника — боль. Она постоянная, ноющая, усиливается при физической нагрузке, может отдавать (иррадиировать) в ягодицы, крестец и копчик, заднюю поверхность бедра (ишиалгия), задний проход или половые органы.

Особенности болевого синдрома по месту локализации:

1. Поясничный отдел. Люмбалгия — скелетно-мышечные боли, могут отдавать в ногу (люмбоишиалгия), усиливаются при ходьбе. Радикулопатия — ущемление нервных корешков, чаще всего состояние развивается при протрузиях и грыжах позвоночника. Боль — простреливающая, зачастую отдающая в ногу. При грыжах поясничного отдела наблюдаются проблемы с мочеиспусканием, слабость и онемение нижних конечностей. Боль, как и при радикулопатии, простреливающая.
  2. Боль в области копчика (кокцигодиния) нарастает в положении сидя или при опорожнении кишечника, и стихает в положении стоя.
  3. Боль в области прямой кишки (проктодиния) имеет спастический характер и может отдавать в крестец или половые органы.
  4. Седалищный нерв. Боль в области ягодицы, задней поверхности бедра, во время ходьбы стихает, после длительного сидения очень сильная. Возможны — дискомфорт во время опорожнения кишечника, ощущение «мурашек», нарушение походки.
  5. Боль при вторичных поражениях (например, при онкозаболеваниях) появляется преимущественно ночью, ее локализация зависит от местоположения опухоли.

Диагностика патологий пояснично-крестцового отдела позвоночника основывается на анализе жалоб, истории болезни, инструментальных и неврологических исследованиях. Важную роль в постановке диагноза играют функциональные пробы, выявление болезней внутренних органов, онкозаболеваний. В сложных случаях проводится сцинтиграфия, КТ или МРТ позвоночника и малого таза, рентгенография и денситометрия. Также врач обращает внимание на эмоциональное состояние пациента. Депрессия нередко становится причиной частых и сильных болей в пояснице и крестце.

Рис. 2. МРТ при патологии пояснично-крестцового отдела.

Лечение патологий пояснично-крестцового отдела позвоночника начинается с купирования боли. Ограничивается физическая активность пациента, назначается ЛФК. Постельный режим таким больным не назначается, поскольку он способствует замедлению реабилитации.

Для купирования мышечной симптоматики в схему лечения включают физиопроцедуры, мануальную терапию. Из лекарственных препаратов назначаются ненаркотические анальгетики, НПВС и препараты для расслабления спазмированных мышц (миорелаксанты). Если есть осложнения — грыжа диска, перелом или другая травма, врожденные деформации, опухоли, больному показана операция.

В последние годы удовлетворительные результаты в лечении пациентов с патологиями пояснично-крестцового отдела позвоночника показала ударно-волновая терапия.

Механизм действия ударных волн при пояснично-крестцовых заболеваниях позвоночника

УВТ запускает ряд биохимических процессов на уровне клеток, что ведет к купированию болевого синдрома и восстановлению тканей.

1. Обезболивание

Существует две версии, объясняющие обезболивающий эффект:

• За счет образования новых капилляров в тканях (неоангиогенез) и усиления кровообращения в очаге поражения.
  • В результате гиперраздражения нервных окончаний и прекращения поступления болевого импульса в головной мозг.

2. Регенерация

Усиленный приток крови ускоряет процессы формирования новых клеток костной и хрящевой тканей, тем самым обеспечивая их восстановление. Также ударные волны вызывают деструкцию костных наростов.

3. Уменьшение воспаления

В результате воздействия ударных волн сосуды расширяются, уменьшается продукция цитокинов (веществ, усиливающие воспаление), благодаря усилению кровообращения из тканей выводятся продукты распада.

Тайваньские ученые провели сравнительное исследование применения УВТ и физиотерапевтических методов лечения у пациентов с кокцигодинией. В работе приняли участие 41 человек с болями в копчиковой области. Всех исследуемых распределили на две группы:

• Группа 1 получала УВТ.
  • Группа 2 получала физиопроцедуры.

Курс терапии длился 4 недели. После окончания лечения все без исключения пациенты отметили значительные улучшения. Однако у больных из группы 1 были выявлены более значимые снижения показателей по шкале ВАШ и увеличение индекса удовлетворенности. На основании своего исследования авторы сделали вывод о более высокой эффективности УВТ в лечении пациентов с кокцигодинией в сравнении с традиционной физиотерапией.

Группа ученых из Ирана провела исследование по эффективности применения УВТ при кокцигодинии у 10 больных, страдающих болями в области копчика на протяжении более 2 лет. Всем пациентам был проведен курс ударно-волновой терапии в течение 7 месяцев. Уже после 4 недель больные отметили значительное уменьшение болевого синдрома по шкале ВАШ. Этот показатель сохранялся на протяжении 8 недель после окончания лечения и вернулся к исходному через 7 месяцев после завершения курса.

На основании своего исследования авторы сделали вывод о высокой эффективности УВТ в купировании болевого синдрома при хронической кокцигодинии.

Патологии пояснично-крестцового отдела позвоночника – одна из распространенных проблем в современном обществе. Склонность этих заболеваний к рецидивированию, ведущая в ряде случаев к инвалидизации, заставляет врачей искать новые направления лечения.

Ударно-волновая терапия зарекомендовала себя как высокоэффективная методика лечебного воздействия на ткани позвоночника. Она не вызывает побочных эффектов, неинвазивна, не требует проведения местной анестезии. После УВТ не нужна реабилитация.

Однако до сих пор недостаточно изученными остаются вопросы зависимости происходящих в тканях организма процессов от интенсивности ударной волны. Необходимы дальнейшие исследования по выявлению этой зависимости, выработке стандартизованных протоколов и алгоритмов лечения.