Лечение спондилеза и спондилоартроза в Москве

Лечение спондилеза и спондилоартроза в нашей клинике

Спондилопатии – группа дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника. Включают две патологии — спондилез и спондилоартроз.

При спондилезе наблюдаются дегенеративно-дистрофические процессы в передних отделах позвоночника — видоизменяется фронтальная часть фиброзного кольца, вплоть до его разрушения, увеличивается плотность передней продольной связки, начинается рост остеофитов, пережимающих нервы и артерии, что ведет к появлению клинической симптоматики.

Рис. 1. Дегенеративные изменения при спондилезе

Изменения в суставах между позвонками характерны для спондилоартроза — дистрофические процессы затрагивают хрящевую ткань, возрастает нагрузка на суставную капсулу, окружающие мышечные волокна и связки. Со временем позвоночник деформируется. Спондилоартроз нередко сопутствует спондилезу и рассматривается как его осложнение.

Рис. 2. Дегенеративные изменения при спондилоартрозе

К появлению спондилопатий могут привести следующие причины:

• Отягощенная наследственность.
  • Аномалии развития позвоночного столба.
  • Чрезмерные нагрузки на позвоночник.
  • Гиподинамия, на фоне которой замедляются обменные процессы.
  • Остеохондроз позвоночника – в этом случае вследствие патологии межпозвонковых дисков возрастает нагрузка на окружающие ткани. Это ведет к быстрому их изнашиванию.
  • Травмы, переохлаждение.
  • Заболевания обмена веществ – диабет, лишний вес.

Спондилез сначала течет бессимптомно. Заболевание обнаруживается случайно после проведения рентгенографии позвоночника. В последующем пациенты жалуются на ноющую боль в позвоночнике. Болевой синдром не локализован в определенной точке – больной ладонью показывает область спины, беспокоящую его.

Со временем у пациента появляется скованность и ограничение подвижности в позвоночнике. При спондилоартрозе скованность временная – в утренние часы, после отдыха. При спондилезе – постоянная, обусловлена снижением амплитуды движений из-за костных разрастаний. Для обоих заболеваний также характерно искривление позвоночника.

Диагноз ставится на основании жалоб пациента, осмотра и изучения рентгеновских или МРТ-снимков. На фотографиях хорошо видны склеротические процессы в костной ткани, остеофиты, изменение высоты межпозвонковой щели.

Рис. 3. МРТ-картина спондилеза

Лечение спондилеза и спондилоартроза

Терапия спондилопатий – комплексная задача. Дегенеративно-дистрофические процессы невозможно остановить или повернуть вспять. Задача врача — максимально их замедлить.

Лечение больных спондилопатиями включает:

• Устранение причины патологии.
  • Назначение НПВС для уменьшения интенсивности воспаления.
  • Миорелаксанты для расслабления мышц.
  • Анальгетики и новокаиновые блокады для купирования боли.
  • Препараты для восстановления хрящей в межпозвонковых суставах (хондропротекторы).
  • Физиопроцедуры.
  • Массаж, ЛФК.
  • Мануальное воздействие, вытяжение.
  • Лечение в санаториях.
  • Ортопедические корсеты.

Не всем пациентам такой комплексный подход помогает. В ряде случаев процесс прогрессирует. В последнее время поступают сведения о хороших результатах использования УВТ в терапии спондилеза и спондилоартроза.

Ударно-волновая терапия: механизмы лечебного действия

Ударная волна – это звуковой импульс, испускаемый за короткий промежуток времени (1 микросекунда) и обладающий большим давлением (3-20 МПа). В результате кратковременного воздействия на ткани человеческого организма в последних развиваются следующие изменения:

• расширяются капилляры, улучшается кровоснабжение;
  • купируется боль за счет воздействия на нервные рецепторы;
  • за счет выработки некоторых ферментов улучшается проникновение лекарственных препаратов в клетки;
  • в области воздействия ударных волн формируется новая сосудистая сеть;
  • разрушаются остеофиты, их фрагменты выводятся вместе с лимфой и кровью;
  • размягчаются участки фиброза.

За счет воздействия ударных волн на ткани позвоночного столба уменьшается боль и восстанавливается подвижность позвоночника.

Рис. 4. Лечение ударными волнами при спондилопатиях

Группа российских медиков изучила эффективность ударных волн у больных с заболеваниями позвоночника. Для работы они отобрали 90 пациентов, среди которых:

• 93% страдали остеохондрозом;
  • у 59% был обнаружен спондилоартроз;
  • у 82% диагностировали протрузии и грыжи межпозвонковых дисков;
  • у 47% был спондилез.

Все пациенты жаловались на боль в спине. Ее средний показатель до начала терапии был на уровне 7,2 баллов. Всех исследуемых распределили на 3 группы. Группа А получила 6 сеансов УВТ на протяжении 3 недель, Б –9 инъекций Траумеля С на протяжении такого же времени, С – комплексное лечение, включающее УВТ + Траумель С. Все больные принимали НПВС и миорелаксанты.

По завершению курса терапии максимальные положительные результаты отмечены у больных из группы С — показатели боли у них уменьшились на 4,5 балла, в то время как в группах А и Б болевой синдром снизился на 2,5 и 3,9 балла соответственно. Через 6 месяцев рецидивы отмечены у 14% больных, получавших комплексное лечение. При этом в группе А боль вернулась у 23% пациентов, а в группе Б – у 38%.

По данным своей работы авторы сделали заключение о более высокой результативности комплексного подхода в лечении заболеваний позвоночника, включающего УВТ и противовоспалительные препараты.

Другая группа российских исследователей сравнила УВТ и традиционное лечение при спондилопатиях. Среди 160 пациентов, принявших участие в исследовании, были:

• 86% больных с остеохондрозом;
  • 91% с протрузиями и грыжами межпозвонковых дисков;
  • 88% со спондилезом и спондилоартрозом.

Всех исследуемых распределили на 2 группы. Основная получала УВТ (5 процедур в течение 5 недель), контрольная – традиционное лечение. Когда курс терапии завершился, больные из основной группы отметили полное отсутствие боли. В контрольной группе показатель болевого синдрома лишь уменьшился на 4,8 балла. Мышечный тонус пришел в норму у 98% пациентов из основной и только у 43% из контрольной группы.

Через 12 месяцев наблюдений рецидив патологии был выявлен у 32% больных, получавших УВТ, и у 78%, лечившихся по традиционной методике. Проведение двух сеансов УВТ привело к купированию рецидивных болей у пациентов из контрольной группы. На основании своей работы исследователи отметили более высокую результативность ударных волн в терапии спондилопатий в сравнении с традиционными способами лечения. Эффект при таком воздействии оказался стойким, а число рецидивов меньше.

За последние годы в лечении спондилеза и спондилоартроза положительным образом себя зарекомендовала ударно-волновая терапия. Уже после первых процедур пациенты отмечают купирование боли, восстановление двигательной активности. За счет расширения сосудов и формирования новых капилляров положительный эффект пролонгирован во времени, более стойкий, число рецидивов меньше, чем при использовании традиционных методов. По данным исследователей максимальные результаты получены при сочетании УВТ и противовоспалительных средств.

При проведении ударно-волновой терапии отсутствует необходимость в анестезии, нахождении в стационаре, нет побочных явлений. Режим лечения удобен для пациентов.