Бурсит - Лечение в Москве

Лечение бурсита в нашей клинике

Наша клиника достаточно продолжительное время успешно занимается лечением бурсита. Бурситом называется воспаление синовинальной оболочки сустава. Полость сустава выстлана синовиальной оболочкой и заполнена жидкостью, смягчающей трение. Заболевание имеет разнообразную локализацию: седалищный бурсит, подвздошно-гребешковый (бедренная поверхность в области паха), тазобедренный, локтевой и плечевой бурсит и т.д.

Основные признаки заболевания: суставные боли, которые усиливаются при движении, надавливании и в ночное время, наличие отека и ограниченность движений в суставе, покраснение и истончение кожи над суставом.

Мы применяем комплексный подход к лечению бурсита. В клинике собран внушительный арсенал методик и подходов к лечению.

Пациент закрепляется за лечащим врачом, который в ходе лечения контролирует процесс, обеспечивает обратную связь с пациентом.  Мы всегда просим пациента описывать изменения состояния во время курса лечения и в процессе процедуры, просим совета у пациента в случае его видения некоторых нюансов процесса проведения процедур. Эта связь крайне важна для успешного излечения. Мы пытаемся помочь всеми возможными нам способами, не отсылая далее по порочному кругу.

Бурсит: общая информация

Сустав — это место соединения костей в подвижную систему, обеспечивающую движение. Он имеет вид двухслойной «сумки». Полость сустава заполнена жидкостью, смягчающей трение, и выстлана синовиальной оболочкой — ее воспаление называется бурситом.

Рис. 1. Анатомическая структура сустава

Клиника и диагностика

В зависимости от причинного фактора бурсит бывает серозным (асептическим) и септическим. Серозное воспаление развивается при:

• скелетных аномалиях (сколиозе, гипермобильности суставов, костных деформациях и пр.);
  • возрастных изменениях;
  • травмах;
  • чрезмерных нагрузках на сустав;
  • спондилоартрите;<
  • ревматоидном артрите;
  • подагре;
  • обменных нарушениях;
  • системных заболеваниях и других патологиях.

Септический бурсит развивается при раневом инфицировании на фоне сниженного иммунитета. Способствуют развитию болезни:

• гнойный очаг (фурункула, карбункула и пр.);
  • ВИЧ;
  • терапия кортикостероидными препаратами;
  • диабет;
  • алкоголизм;
  • переохлаждение и др.

По характеру скапливающейся в суставе патологической жидкости различают гнойный, геморрагический, фибринозный и серозный бурсит.

Распространенность и локализация заболевания определяется профессиональной деятельностью людей. Тяжелый физический труд, спорт, иные динамические и статические нагрузки провоцируют развитие бурсита. При этом воспаление локтевого сустава чаще встречается у граверов, полировщиков, чеканщиков; плечевого – у грузчиков, кузнецов; коленного – у шахтеров, плиточников, священников; пятки – у медсестер, хирургов, танцоров, продавцов.

Бурсит возникает и как осложнение при длительном сохранении неподвижности в лечебных целях. Примером может служить ситуация с нахождением больных с коронавирусной инфекцией в прон-позиции (облегчается вентиляция легких в положении лежа на животе).

Общие признаки заболевания:

• суставные боли, которые усиливаются при движении, надавливании и в ночное время;
  • отек;
  • ограничение движений;
  • покраснение, истончение, повышение температуры кожи над суставом.

Симптомы отдельных типов бурситов имеют свои особенности.

При поражении локтевого сустава боль умеренная, появляется подвижная припухлость красного цвета, движения затруднены.

Болезненность при плечевом бурсите проявляется при сгибании, отведении в сторону, а также в положении лежа на пораженной стороне, с иррадиацией по руке. Больному трудно осуществлять повседневную активность.

В структуре тазобедренного сустава имеется несколько синовиальных сумок. Воспаление сумки большого вертела сопровождается болями по боковой бедренной поверхности, которые усиливаются в положении лежа на этом боку, при движении и сгибании бедра, в момент вставания, при подъеме по лестнице, ночью. Болезнь чаще встречается у танцовщиц, спортсменок.

При подвздошно-гребешковом бурсите отечность и боль локализуются на внутренней бедренной поверхности в области паха, появляется ощущение покалывания. Усиливается болезненность при разгибании бедра.

Седалищный бурсит обнаруживается преимущественно у людей худощавого телосложения, ведущих сидячий образ жизни, часто на фоне спондилоартрита. Боли усиливаются при сидении на твердой поверхности, при сгибании бедра.

«Колено паркетчика» или препателлярный бурсит обычно выявляется у лиц, которые вынуждены подолгу стоять на коленях. Типичны припухлость, небольшая болезненность, покраснение и ощущение тепла в области коленного сустава.

Анзериновый бурсит, или бурсит гусиной лапки, зачастую сопровождает артроз коленного сустава (гонартроз). Заболевание распространено среди женщин в период менопаузы, с излишним весом. Проявляется патология болями по ночам, припухлостью, скоплением жидкости в суставе.

Рис. 2. Внешние проявления бурситов

При отсутствии адекватной терапии возможны осложнения. Это хронизация асептического процесса, некроз сумки, вторичный септический артрит, остеомиелит, сепсис и другие патологии.

Диагноз устанавливается по:

• изменениям в показателях анализов крови;
  • определению уровня боли с помощью визуально-аналоговой шкалы (ВАШ);
  • оценке ограничения подвижности при осмотре, посредством гониометрии;
  • данным инструментальных исследований (рентгенографии, УЗИ).

При необходимости проводят диагностическую пункцию сустава для изучения синовиальной жидкости.

Лечение бурсита

Терапия проводится консервативными методами. При отсутствии эффекта в течение 2-х месяцев рассматривают возможность операции.

Терапевтические методы включают:

• обеспечение покоя пораженному суставу (с помощью ортезов);
  • обезболивание (НПВС);
  • введение в сустав кортикостероидных гормонов;
  • прием хондропротекторов, антибиотиков;
  • компрессы;
  • физиотерапию;
  • массаж;
  • ЛФК и пр.

Мы применяем комплексный подход к лечению: используются различные методы физиотерапии, медицинский массаж, мануальные техники и ЛФК, методы регенеративной медицины, различные типы блокад, фармакотерапия.

Ударно-волновая терапия при бурситах

Существующие методы лечения бурситов не лишены недостатков. Так, кортикостероиды, традиционно используемые при терапии заболевания, не дают длительного эффекта и оказывают нежелательное действие (замедляют восстановление тканей, провоцируют прогрессирование дистрофических процессов и пр.). В свою очередь, отказ от лечения может привести к развитию осложнений и необходимости хирургического вмешательства. Вот почему необходима разработка альтернативных консервативных методов.

Последние 10-15 лет при патологиях соединительной ткани находит применение экстракорпоральная ударно-волновая терапия (ЭУВТ). Эта методика использует короткие высокоэнергетические звуковые импульсы низкой и средней плотности. Воздействие их на патологическую область приводит к запуску биофизических процессов, которые обеспечивают регенерацию тканей, устранение болевого синдрома и воспаления, разрушение патологических костных образований.

Рис. 3. ЭУВТ бурсита коленного сустава

Противопоказания к проведению терапии акустическими волнами минимальны. Это психические расстройства, гнойные воспаления, нарушение свертываемости крови, беременность и некоторые другие патологии и состояния.

УВТ при бурситах: обзор научной литературы

В настоящее время нарабатывается доказательная база в отношении применимости ударных волн в лечении бурситов. Британский Национальный институт здравоохранения и передового опыта уже включил методику в рекомендации по лечению тендопатий (включая воспаление синовиальной оболочки).

Ряд международных и отечественных исследований продемонстрировали эффективность ЭУВТ в отношении снижения боли и воспаления, устранения фиброзных очагов, улучшения кровообращения при бурситах.

Группа ученых из Великобритании и Италии применила метод в лечении вертельного бурсита (режим в начале курса - 500 импульсов, давление 1,5 бар, со второй процедуры – 2500/2,5 бар, еженедельно). По итогам работы отмечались значительное снижение интенсивности боли, сохранение эффекта в течение года после завершения курса.

Немецкие авторы изучали эффективность ЭУВТ в отношении локтевого бурсита (режим - 3000 импульсов 0,12 мДж/мм2 с недельным интервалом). Средняя интенсивность боли снизилась в два раза, а почти у половины пациентов болевой синдром исчез полностью. Исследователи определили метод как эффективную альтернативу оперативному вмешательству, отметив положительный результат в 56-73% случаев с сохранением эффекта в течение полугода.

В исследовании немецких ученых 2007 года убедительный клинический результат был достигнут у 61-65% пациентов при применении ЭУВТ в режиме 1500–2000 импульсов, 0,1 мДж / мм2.

Английскими исследователями отмечалась недостаточная эффективность однократного применения ударно-волновой терапии в отличие от курсового лечения.

Российские специалисты также широко применяют ЭУВТ в клинической практике.

Исследование на базе санаторно-курортного комплекса касалось применения радиальной ЭУВТ при поражении тканей плечевого сустава с выраженным болевым синдромом. Трехкратное проведение процедуры воздействия акустических волн привело к заметному снижению боли и расширению объема суставных движений.

Исследование ученых Новосибирского государственного медуниверситета посвящалось комплексному использованию ЭУВТ и инъекций кортикостероидов с лидазой при поддельтовидном бурсите плечевого сустава. Положительный результат был получен в 81,1% случаев и сохранялся продолжительное время после завершения процедур.

Монотерапия ударными волнами (3 процедуры, 2 импульс/секунду) осуществлялась на базе ДКБ им. Семашко у пациентов с оссифицирующим калькулезным бурситом. Даже через 5 лет после лечения жалобы на ночные боли, ограничение движений не возобновлялись.

Масштабное исследование применимости ЭУВТ было реализовано учеными-медиками Ставропольского края на 135 пациентах с тендопатиями и сопутствующими патологиями. Терапия включала 5 процедур еженедельно, с ограничением физнагрузок в течение 5 недель. Большинство пациентов отметило снижение боли до 1-5 баллов по шкале ВАШ. Малоэффективным метод оказался у больных с деформацией стоп, избыточным весом и занятых тяжелым физическим трудом. При этом осложнения от процедуры не были выявлены ни у одного человека.

В последнее время мы успешно используем метод ударно-волновой терапии, как один из наиболее эффективных методов в составе комплексной терапии. Эффективность ударно-волновой терапии при бурситах различной локализации подтверждается как рядом научных работ, так и непосредственно отзывами больных. Пациенты уже после первого сеанса отмечают существенное уменьшение болей и улучшение двигательных функций сустава. ЭУВТ - неинвазивная процедура, позволяет избежать операций и осложнений, связанных с лечением кортикостероидными гормонами. Эффект при этом сохраняется не меньше, чем полгода.