Лечение болезней пятки в Москве

Анатомия пятки сложна. Она включает в себя различные образования — кости и связки, сухожилия, мышцы и нервные стволы.

Лечение болезней пятки в нашей клинике

В развитии патологий пяточной области играют роль различные причины и факторы риска:

• воспаление тканей;
  • дегенеративно-дистрофические процессы;
  • травмы и микроповреждения в результате длительной однообразной физической работы;
  • наследственность, врожденные патологии и генетическая предрасположенность;
  • избыточный вес и малоподвижный образ жизни;
  • развитие опухолей;
  • обменные нарушения в организме.

Рис. 1. Анатомия области пятки

Клиника патологий пятки включает следующие симптомы:

• Боль. Может беспокоить постоянно, например, при переломе или раке, а может появляться только при ходьбе, например, при плантарном фасциите. Учитывая сложную анатомию, боль локализуется в разных участках – на подошвенной области при пяточной шпоре или на задней поверхности при ахиллите. В ряде случаев болевой синдром может быть незначительным, например, при фиброматозе стопы.
  • Изменение походки и ограничение подвижности – вторичный симптом, связанный с желанием пациента снизить интенсивность боли при ходьбе.
  • Диагностика проблем с пяткой основывается на анализе жалоб, проведении тщательного осмотра и выполнении инструментальных исследований — рентгенографии, МРТ или КТ стопы, УЗИ суставов.

Рис. 2. МРТ стопы: подошвенная фиброма

В лечении патологий пятки всегда используют комплекс мероприятий:

1. Устраняют причины — ограничивают спортивный режим, корректируют лишний вес, лечат сопутствующие заболевания.
  2. Обеспечивают покой и иммобилизацию для стопы и всей конечности.
  3. Выполняют блокады в зону наибольшей болезненности в области пятки – используют глюкокортикоидные препараты.
  4. Назначают НПВП для уменьшения интенсивности воспаления.
  5. Направляют пациента на физиопроцедуры.
  6. Дают направление на ЛФК.
Несмотря на комплексный подход к лечению патологий пятки, не у всех пациентов удается добиться стойкого результата. В ряде случаев болевой синдром рецидивирует, что ведет к необходимости прибегать к операции. Кроме того, у некоторых больных использование НПВ-препаратов и кортикостероидов вызывает появление побочных эффектов.

В последние годы в лечении патологий пятки широко и с успехом стали использовать методику ударно-волновой терапии.

Ударно-волновая терапия в лечении патологий области пятки

Ударные волны запускают в тканях организма комплекс биохимических процессов, оказывающих терапевтический эффект.

Эффект обезболивания.

Гиперраздражающее воздействие ударных волн на болевые рецепторы, выработка эндорфинов способствуют уменьшению интенсивности болевого синдрома.

Снижение интенсивности воспаления.

Ударные волны стимулируют выработку специальных веществ клетками, что ведет к расширению сосудов, увеличению их проницаемости и к росту новых капилляров. Это, в свою очередь, приводит к более интенсивному выведению продуктов распада, образовавшихся при воспалении, и уменьшению отека тканей.

Эффект дезинтеграции.

Воздействие ударных волн на костные наросты способствует их разрушению и выведению из организма. Размягчение плотных тканей, сформировавшихся в результате длительной патологии, ведет к улучшению подвижности костно-мышечных структур.

Улучшение регенерации тканей.

Стимуляция стволовых клеток, образование новых капилляров ведет к более быстрому обновлению костных и хрящевых клеток, росту новых эластиновых и коллагеновых волокон и восстановлению тканей.

Группа ученых из Южной Кореи провела сравнительное исследование применения ударных волн средней и низкой интенсивности у пациентов с плантарным фасциитом и болями в области пятки.

В исследовании приняли участие 60 больных, которых распределили на 2 группы:

• Группа 1 получила 6 сеансов УВТ средней интенсивности с интервалом в 1 неделю.
  • Группа 2 получила УВТ низкой интенсивности курсом такой же длительности.

После 3-х процедур более выраженный эффект в виде купирования болевого синдрома был отмечен у пациентов из группы 1. Однако после окончания полного курса лечения эффективность в обеих группах была одинаковой. На основании своего исследования авторы сделали вывод о высокой эффективности УВТ при плантарном фасциите, который сопровождается болями в области пятки. При этом продолжительность курса лечения они рекомендуют выбирать в зависимости от интенсивности ударных волн, генерируемых аппаратом.

Турецкие ученые провели сравнительное исследование применения УВТ и лазерной терапии у пациентов с болями в области пятки на фоне плантарного фасциита. 34 пациента, принявших участие в исследовании, распределили на две группы — первая получала УВТ, вторая – лазеротерапию. После окончания лечения в обеих группах был отмечен одинаковый положительный эффект — уменьшился болевой синдром и толщина плантарной фасции, в динамике на протяжении 1 месяца наблюдений не было рецидивов. На основании своего исследования авторы сделали вывод об одинаково высокой эффективности УВТ и лазеротерапии в лечении болей в области пятки при плантарном фасциите.

Патологии пятки имеют широкое распространение. Сложное строение и множество факторов риска приводят к развитию различных заболеваний в этой области, появлению болевого синдрома и ограничению жизнедеятельности пациентов, а это, зачастую, лица в активном трудоспособном возрасте. Современная медицина предлагает комплекс мероприятий, в том числе оперативное лечение. Однако у ряда больных традиционные методы не приводят к стойкому положительному результату – болевой синдром рецидивирует, снижает работоспособность и качество жизни. Хирургическое лечение имеет свои противопоказания, его нельзя считать универсальной методикой.

В последние десятилетия медики из разных стран сообщают об успешном применении ударно-волновой терапии при патологиях области пятки. Комплекс терапевтических процессов, запускаемых в тканях ударными волнами, способствует быстрому купированию болевого синдрома, восстановлению функциональной подвижности конечности и улучшению качества жизни пациентов. При этом эффект стойкий, количество рецидивов в динамике минимальное.

Разные исследователи отмечают высокую эффективность методики в сравнении с традиционным лечением и рекомендуют ее широкое применение в условиях амбулаторного приема.