Лечение болезней голеностопного сустава в Москве

Голеностопный сустав испытывает колоссальные нагрузки в течение всей жизни человека. Патологии голеностопа нередко становятся причиной снижения работоспособности, ограничения профессиональной, в том числе спортивной, деятельности.

Лечение болезней голеностопного сустава в нашей клинике

Медицина выделяет внешние и внутренние фактора, способствующие возникновению заболеваний голеностопного сустава. Первые включают чрезмерные нагрузки на голеностоп, травмы, малоподвижный образ жизни, ношение неудобной обуви (тесной, на высоком каблуке, сношенной), инъекции лекарственных препаратов (например, кортикостероидных гормонов в сухожилие). Внутренние факторы связанны с деформирующими врожденными заболеваниями костей, системными дегенеративными процессами в костной и хрящевой тканях, нарушениями баланса мышц-антагонистов в области сустава, изменениями в тканях у пожилых и стариков, воспалительными патологиями сухожилий.

Нередко встречается сочетание нескольких указанных факторов.

Рис. 1. Анатомия голеностопа

Травмы характерны для спортсменов. В общей структуре патологий голеностопного сустава эта группа пациентов занимает 21%. Частый пример травмы – растяжение связок голеностопа.

Рис. 2. Растяжение связок голеностопного сустава

Основные проявления патологий голеностопного сустава – болевой синдром и ограничение подвижности. Боль может различаться по характеру и времени появления. При одних заболеваниях она появляется при нагрузке, при других – преследует человека постоянно либо возникает ночью. Другие симптомы — отечность тканей, деформация сустава. Иногда появляется онемение в области стопы.

Диагностика включает анализ истории заболевания, жалоб пациента, внешний осмотр. Оценивается характер и локализация болевого синдрома, мышечная сила, походка. Проводятся функциональные пробы. Из дополнительных методов исследования выполняется рентгенография, МРТ или КТ. При этом выявляются патологии костей (в первую очередь переломы), сухожильно-связочного аппарата. Также рентгенография выполняется в динамике для контроля лечения пациента. Проведение томографии предпочтительнее в случае, когда требуется детально рассмотреть патологический процесс в суставе и окружающих тканях.

Рис. 3. На рентгенограмме: перелом наружной лодыжки

Патологии голеностопа следует дифференцировать с тендинозом задней большеберцовой мышцы, мозолями, сесамоидитом, плантарным фасциитом, болезнью Фрайберга и другими заболеваниями. В ряде случаев окончательный диагноз ставится после проведения функциональных проб или динамического наблюдения.

Терапия патологий голеностопного сустава включает комплекс мероприятий:

• Покой и иммобилизация сустава. Используются ортезы или гипсовые повязки. Сразу после получения травмы к пораженному месту прикладывают холод и туго бинтуют.
  • Физиопроцедуры. Электрофорез с лекарственными препаратами, гидромассаж, ЛФК и кинезитерапия, иглорефлексотерапия.
  • Лекарственная терапия. В зависимости от характера патологии назначают анальгетики, НПВС, глюкокортикоидные гормоны, витамины, препараты для улучшения структуры хрящевой ткани.
  • Оперативное лечение. Характер операции зависит от основного заболевания.
В последние годы медики из разных стран изучают эффективность терапии ударными волнами в комплексе с традиционными направлениями, а также в период реабилитации после операции.

Механизм действия ударно-волновой терапии при лечении патологий голеностопного сустава

Воздействие на ткани в области голеностопа ударными волнами вызывает ряд положительных терапевтических эффектов:

• Обезболивание. Эффект обусловлен перераздражением болевых рецепторов, в результате которого блокируется импульс из патологического очага в головной мозг.
  • Ускоряется регенерация. В тканях улучшаются процессы кровообращения. Это ведет к большему поступлению кислорода, стимулируется образование новых клеток хрящевой и костной тканей, восстанавливается синтез коллагена. В результате ускоряются регенеративные процессы в очаге поражения.
  • Уменьшается интенсивность воспаления. За счет расширения капилляров в травмированную область увеличивается поступление клеток, обеспечивающих противовоспалительный эффект. Снижается выработка веществ, провоцирующих воспаление.
  • Уменьшение отека. В результате расширения сосудов жидкость выводится из отечных тканей.

Группа тайваньских ученых изучила эффективность УВТ при плантарном фасциите. Эта патология сопровождается болью, характер которой схож с таковой при заболеваниях голеностопного сустава. Соответственно, если удается добиться положительного эффекта от воздействия ударными волнами в виде купирования болевого синдрома при плантарном фасциите, методику можно рекомендовать и больным с патологиями голеностопного сустава. 97 пациентов, принявших участие в исследовании, распределили на 2 группы. Первая (47 человек) получала УВТ по 1 процедуре в неделю – всего 2 сеанса на курс, второй (50 человек) прописали одну инъекцию глюкокортикоидного гормона.

Оценка результатов лечения проводилась по шкале ВАШ и по 100-балльной шкале, которая кроме всесторонней оценки характера боли включала также показатели подвижности сустава, измеряемые в разное время суток, в состоянии покоя и при нагрузке. После окончания лечения через 1 и 3 месяца наблюдений показатель шкалы ВАШ у пациентов группы 1 был ниже, чем у больных из группы 2.

100-балльная шкала через 3 месяца наблюдений также показала меньшие значения боли у пациентов, получавших УВТ.

Рис. 4. Виды терапии плантарного фасциита

На основании своего исследования авторы сделали вывод о более высокой эффективности УВТ в купировании болевого синдрома при плантарном фасциите в сравнении с инъекционным лечением глюкокортикоидами. Можно предположить, что ударно-волновая терапия также будет эффективна и при патологиях голеностопного сустава.

Группа украинских медиков исследовала возможность применения УВТ в период реабилитации после перелома голеностопного сустава. В работу были включены 40 футболистов, которых распределили на 2 группы. Первая получала традиционное лечение, вторая комбинированное — к традиционной терапии добавили курс воздействия ударными волнами, состоящий из 10-12 процедур. Волновод направляли на зону наибольшей болезненности и на мышцы стоп и голеней. Оценка результатов лечения проводилась по данным гониометрии – исследовалась амплитуда движений в голеностопном суставе.

Результаты:

• в группе УВТ — улучшение на 126,7% в сгибании и на 237,2% в разгибании;
  • в группе традиционного лечения — сгибание улучшилось лишь на 56,8%, разгибание – на 191,6%.

Авторы исследования пришли к заключению, что результативность ударно-волновой терапии в комплексном реабилитационном лечении спортсменов после переломов голеностопного сустава выше, чем изолированного использования традиционных методик.

Патологии голеностопа – одна из распространенных проблем в травматологии и ортопедии. Предлагаемые направления традиционного лечения, включающие применение лекарственных средств, физиопроцедуры и хирургическое вмешательство не всегда приводят к полному излечению. В ряде случаев наступает рецидив или развиваются побочные явления, а у некоторых пациентов выявляются противопоказания к тем или иным методикам.

Ударно-волновая терапия – новое направление, доказавшее свою эффективность многими исследованиями. Авторы научных работ подтверждают хорошую результативность УВТ при патологиях голеностопного сустава. Пациенты сообщают о купировании болевого синдрома и восстановлении амплитуды движений.

Методика неинвазивна, не требует обезболивания. Эффект от применения ударных волн стойкий, сохраняется на протяжении нескольких месяцев. Исследователи рекомендуют использовать УВТ в качестве альтернативы хирургическим вмешательствам. При этом существует потребность в создания единых стандартов и алгоритмов лечения.